Проспект культуры

«Оркестр — это сад». Михаил Бенюмов убеждён: серьёзное музыкальное образование начинается не с института, а с детства

Ведущие подкастов «400 историй о Красноярске» — генеральный директор радиостанции «Серебряный дождь» Алексей Аверин и главный редактор газеты «Городские новости» Дмитрий Усков. Они раскроют по-новому наших земляков и дело их жизни, связанное с Красноярском.

«Оркестр — это сад». Михаил Бенюмов убеждён: серьёзное музыкальное образование начинается не с института, а с детства
Фото: Алексей Аверин

Красноярск — это не только проспекты, здания и мосты. Это прежде всего люди. Настоящие. С судьбами, мечтами, трудом, победами и поражениями. Люди, которые делают город таким, какой он есть. Им посвящён совместный проект «400 историй о Красноярске» администрации города, радиостанции «Серебряный дождь» и газеты «Городские новости». Это разговор по душам с теми, кто живёт, работает, удивляет своими достижениями и открытиями, а также прославляет родной город. В каждом выпуске аудиоподкаста — интересный герой и его личная история. Один из первых участников проекта — Михаил Бенюмов, скрипач, дирижёр, профессор Сибирского института искусств имени Дмитрия Хворостовского, заслуженный артист и заслуженный деятель искусств России. Более полувека его имя неразрывно связано с Красноярском. Михаил Иосифович родился в Киеве, детство провёл в Луганске, где его дед был военным дирижёром. Уже с юных лет стал заниматься музыкой и прошёл весь путь в знаменитом училище имени Гнесиных: от десятилетки до аспирантуры. В молодости работал в Киргизии, преподавал в институте искусств, но в 1978 году по приглашению переехал в Красноярск.

— Я приехал в город, где начиналось нечто новое. Мне предложили работать в только что открывшемся институте искусств, и это совпало с окончанием моей аспирантуры. Тогда же я получил квартиру. Да, это были важные факторы. Но остался я не поэтому, — вспоминает Михаил Иосифович. — Главное — я почувствовал, что нужен здесь. И увидел людей, для которых музыка — не просто развлечение, а источник силы и смысла.

Вспоминая первое время, маэстро не скрывает: город выглядел провинциально. «Мусор на улицах, отсутствие урн, запущенность — это было. Но со временем всё начало меняться. Красноярск стал другим. Я видел, как он растёт и преображается».

Изменился и сам Михаил Бенюмов. Сначала — преподаватель, затем — заведующий кафедрой струнных инструментов, создатель камерного оркестра. Его ученики стали его коллегами. Он с гордостью называет имена тех, кто сегодня составляет основу музыкальной жизни города: Евгения Царёва, Антонина Рогаткина, Леонид Жуковский, Марина Гаджиева и многие другие.

— Я бы не назвал оркестр своим детищем. Скорее — садом, который посадил и ухаживаю за ним. А сейчас этот сад даёт плоды — в виде новых поколений музыкантов, — говорит Михаил Бенюмов.

Он пришёл в дирижирование не сразу: сначала — с недоверием, потом — по необходимости. Но именно работа с оркестром помогла переосмыслить профессию.

— Я понял: дирижёр — не просто человек, машущий палочкой. Это учитель, лидер, интерпретатор. Работа с оркестром — это ещё и способ передавать знания сразу многим. Это большая ответственность, — подчёркивает маэстро.

Своим профессиональным кредо Михаил Иосифович считает воспитание новых поколений. Он убеждён: серьёзное музыкальное образование начинается не с института, а с детства. Сожалеет, что в Красноярске до сих пор нет специализированной музыкальной школы-десятилетки, хотя об этом не раз говорилось на самом высоком уровне.

— Без десятилетки не будет полноценного будущего у музыкальной культуры города. Это основа, без которой вся система неустойчива, — считает Михаил Иосифович.

Особое место в его воспоминаниях занимает начало 1990-х — время, когда культура едва выживала.

— Это было второе рождение культуры в Красноярске, — отмечает Михаил Бенюмов. — Благодаря городской администрации и личной поддержке Константина Михайловича Филиппова и Валерия Александровича Познякова были учреждены пять муниципальных коллективов. Это решение буквально спасло музыкальную жизнь города.

Сегодня Михаил Иосифович по-прежнему на сцене и в классе. А камерный оркестр, основанный им более тридцати лет назад, живёт, развивается и обновляется. Как дерево, с каждым годом дающее новые листья — молодых талантливых исполнителей.

— За что я люблю Красноярск? За людей. За природу. За возможность идти по центру города и видеть освещённую лыжню. За то, что можно за полчаса добраться до заповедника, ради которого можно пересечь весь континент, — перечисляет Михаил Бенюмов. — Но главное — за чувство дома. Я приехал сюда молодым специалистом, а остался — навсегда. Сегодня я — сибиряк.

Досье

Михаил БЕНЮМОВ

Скрипач, дирижёр, педагог, искусствовед

Дата и место рождения: 5 марта 1948 года, Киев.

Образование: начал заниматься на скрипке в пять лет в Киеве. Продолжил образование в Москве, в Российской академии музыки имени Гнесиных, пройдя все этапы: специальную и высшую школы, ассистентуру, аспирантуру. Карьера: один из первых преподавателей Красноярского государственного института искусств. В 1982 году Михаилом Бенюмовым была создана кафедра струнных смычковых инструментов. Концертную деятельность ведёт с 1971 года как скрипач-солист, камерный исполнитель и дирижёр.

Основатель и художественный руководитель Красноярского камерного оркестра. С 2001 года — художественный руководитель Международного фестиваля камерно-оркестровой музыки «Азия — Сибирь — Европа».

Признание: заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, почётный гражданин Красноярска и Красноярского края. Награждён памятным знаком «За служение на благо города Красноярска», знаком отличия «За заслуги перед городом Красноярском», почётным знаком «Общественное признание» Законодательного собрания Красноярского края. Обладатель медали Страдивари и почётного знака города Кремона (Италия) за высокое профессиональное мастерство, развитие и укрепление культурных связей. Маэстро присуждена Государственная премия Красноярского края имени И. В. Шпиллера в области музыкального искусства.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА