Новости Красноярска

По коридорам мегаполиса

“Я очень переживаю за судьбу нашего города. Ведь у нас есть немало красивых зданий, которые при должном уходе и реставрации могли бы стать настоящим украшением не только Красноярска, а целого региона. Многие из них имеют интересную историю и достойны особого отношения со стороны государства. Однако, увы, сегодня в нашем городе я не вижу баланса между старой и новой архитектурой. Современные высотки ставят чуть ли не впритык к памятникам зодчества. Как нам сохранить особое, неповторимое лицо города? С уважением, Алина”.

По мнению Константина Пирогова, участника общественной организации “Молодёжное архитектурное содружество”, совмещение исторической и современной застройки — это необходимость. Очевидно, что город должен развиваться, но в то же время оставаться единым архитектурным пространством. Сочетание истории и современности можно было бы сделать более гармоничным, если бы при проектировании красноярских зданий взять за правило на первое место ставить не их оригинальный внешний облик как самоцель, а функциональность архитектуры и то, как здание впишется в окружающую среду.

— Любая постройка должна быть в гармонии с окружающим её пространством, — продолжает свою мысль Константин. — И не только визуально, но и функционально: красивый вид и удобные парковочные места, например. У нас есть успешные примеры правильного отношения к историческим объектам — это реконструированное здание художественного музея имени В. И. Сурикова на улице Парижской коммуны или здание по улице Сурикова, 42, в котором находится магазин. Но можно привести и неудачные примеры: реконструкция фасада бывшего кинотеатра “Пикра”. Неудачное и с точки зрения архитектурного воплощения, и с точки зрения отношения к истории — первоначальный облик здания, который, кстати, был выполнен в стиле модерн, практически утрачен. А ведь в сравнении с другими городами Красноярск выделяется уникальным рельефом. В нашем городе очень удобно ориентироваться, он выстроен террасами: если смотреть на левый берег, сначала открывается вид на набережную, затем, чуть выше, просматривается центральная часть города, и завершает всё это Караульная гора с часовней. В городе довольно много площадок, откуда открываются прекрасные панорамные виды. Это то, что мы с радостью показываем всем гостям. Эти достоинства надо подчёркивать и развивать.

Гармоничному сочетанию старины и новостроя не только в Красноярске, но и в большинстве российских городов мешает негибкость российского законодательства. Например, по закону об охране культурного наследия на охраняемом объекте запрещается любое строительство, кроме научной реставрации либо консервации. Стоило бы порадоваться такой заботе о памятниках. Но только жители разрушающихся домов, построенных 80—90 лет назад, которым даже капитальный ремонт не полагается, не радуются. А поскольку денег не хватает даже на реставрацию зданий с неоспоримой художественной и исторической ценностью, то ждать изменений в памятниках-бараках приходится десятилетиями. Сегодня всё чаще встаёт вопрос о том, что надо подходить к этому вопросу гибче: пересмотреть все здания, что остались нам в качестве наследия, и снять с некоторых охраняемый статус. Эта работа только начинается, первые аттестации специалистов, которые смогут этим заняться, ещё впереди.

— В Таллине за застройкой исторических районов следят специальные некоммерческие организации, куда входят представители профессионального сообщества и общественности, — говорит гостья города эстонка Мари Соол. — Они рассматривают проекты, голосуют, результаты голосования и являются решающими для застройщика. Если проект не получил одобрения, здание построено не будет. У нас, кстати, долгое время сохранялись памятники советской архитектуры — простые блочные общежития. Только недавно признали, что художественной ценности в них нет, и выстроили на их месте другие здания. Решение принималось также голосованием.

__Неравнодушные красноярские депутаты попытались ввести мораторий на застройку исторического центра, приостановить хаотичные действия строителей, пока не будет составлен ясный план развития этой территории. Однако и здесь наткнулись на препятствия в виде федерального закона, который не даёт местным властям полномочия принимать такие решения. По словам одного из инициаторов, депутата Сергея Жабинского, проблема решается просто: некоторые полномочия по предоставлению прав можно передать муниципалитету или прописать в федеральном законе положение про муниципальные зоны с особым порядком выдачи разрешения на застройку. А там уж пусть каждый город сам решает, что он отнесёт к муниципальной зоне, что признает ценным и неприкосновенным, и напишет свои правила застройки.

С тем, что надо больше привлекать общественность и принимать локальные решения по развитию города, согласны и молодые архитекторы. Участники “Молодёжного архитектурного содружества” создают трёхмерную визуализацию Красноярска и его архитектурный макет. Предполагается, что горожане смогут наглядно увидеть, как выглядит город в целом, и высказать своё мнение.

— Нас, как и большинство красноярцев, очень волнует судьба набережной, — замечает Константин Пирогов. — По нашему мнению, она в первую очередь должна быть освобождена от различных нагромождений и хаотичной застройки — это должна быть прогулочная зона.

Александр Слабуха, заведующий кафедрой градостроительства СФУ, поддерживает молодёжь. Несмотря на то, что ситуация с застройкой города небезоблачна, есть нам, по его словам, и чему радоваться: “Главная ценность Красноярска — открытые набережные Енисея и Качи. Это большая редкость для сибирских городов. Исторически сложилось, что берега рек в городской черте всегда занимали промышленными предприятиями. А наш город в последние десятилетия смог освободиться от промышленности, высвободить береговую линию для рекреационной зоны. Это и левый берег, а сейчас активно ведутся работы на берегу правом. Важно, чтобы здесь действительно были зоны отдыха с зелёными откосами, которые существуют в единстве с акваторией реки. Так создаётся экологический коридор внутри мегаполиса, который заметно улучшает психологическое состояние людей. Над этим надо работать”.