Новости

Снести нельзя помиловать

Снести нельзя помиловать

Второй месяц в Красноярске активно обсуждается судьба памятников истории и культуры. В апреле на заседании комитета Заксобрания края по образованию, науке и культуре депутаты детально изучали результаты прокурорской проверки исполнения органами власти региона обязанностей по сохранению памятников истории и культуры. Заключение было неутешительным: в крае «нарушения законодательства в данной сфере носят системный и широко распространённый характер».

Историю делаем сами

По данным прокуратуры, выборочное обследование выявило полное разрушение 28 объектов, формально находящихся под государственной охраной. Сегодня на территории края свыше 2,5 тысячи выявленных памятников истории и культуры, однако действуют лишь 425 охранных обязательств, заключённых на 292 объекта. При этом выполнение обязательств почти не контролируется. Многие объекты в неудовлетворительном техническом состоянии, часть из них утратили физическую целостность, культурную и историческую ценность. Кроме того, последние два десятка лет из-за проблем с финансированием не проводилась паспортизация и учёт имеющихся памятников. То есть, по сути, сегодня мы не знаем, что и в каком состоянии находится, а чего уже лишились. За это время некоторые объекты сгорели в пожарах либо разрушены временем и людьми. Теперь, например, такие известные исторические объекты краевого центра, как железнодорожный мост через Енисей, железнодорожный вокзал, Гостиный двор, Торговые ряды Гадаловых, усадьба Щеголевых, дом Потылицына, мы можем лицезреть только на старых фото. (Кстати, несуществующие мост и вокзал до сих пор числятся в реестре охраняемых памятников архитектуры.) Часть памятников находится в предруинном состоянии. Некоторые архитектурные раритеты так «отреставрированы», что утратили свой первоначальный вид и, следовательно, всякую историческую ценность.

Самое печальное то, что, несмотря на знание ситуации и предписания надзорных органов устранить нарушения, денег на приведение в порядок всего имеющегося богатства у региона нет. Реставрация исторических объектов удовольствие очень дорогое. И очевидно, что при наличии серьёзных проблем и нехватки финансирования таких социальных объектов, как школы, детские сады, больницы и так далее, лишние бюджетные средства на реставрацию исторических памятников у края вряд ли найдутся. Поэтому исполнительная и законодательные власти региона решили сократить количество охраняемых объектов, исключить из реестра те здания и сооружения, которые имеют статус памятников, но на самом деле не представляют особой исторической ценности. С другой стороны, необходимо вычленить те памятники, которые подлежат дальнейшей защите и восстановлению. По словам губернатора Красноярского края Льва Кузнецова, такие здания будут восстанавливаться при помощи привлечения бизнеса и перепрофилирования.

И вот 19 мая на сессии ЗС края выступила замминистра культуры края Ольга Севастьянова. Она рассказала, что всего в Красноярске 52 выявленных памятника архитектуры, 32 из них - муниципальный жилищный фонд. В свою очередь 26 зданий из тридцати шести находятся в неудовлетворительном состоянии. Была проведена экспертиза 16 объектов, по результатам которой «выражена целесообразность включения в единый госреестр четырёх объектов в историческом центре Красноярска как памятников архитектуры муниципального значения», так как они обладают высокой культурной, научной, эстетической значимостью. Это жилые дома на улицах Декабристов, 16 и Обороны, 6, доходный дом Юдина на Карла Маркса, 52, дом Андреева начала XX века на Ленина, 84.

Как сообщили в министерстве культуры края, процесс формирования реестра памятников истории и культуры только начат, и окончательный список охраняемых объектов мы получим только через несколько лет. Естественно, к этой работе будут привлечены высококвалифицированные эксперты.

Ткни - и домик развалится

- Реестр памятников у нас не пересматривался давно, - говорит Василий Моргун, заместитель председателя комитета Законодательного собрания края по образованию, науке и культуре.- Мы даже в своё время предлагали сформировать техническое задание, чтобы через фонд науки профинансировать инвентаризацию памятников. Надо навести порядок. Ведь некоторых объектов уже нет физически, а они до сих пор в реестре. Есть в списке и такие сооружения, которые по нынешним стандартам на статус памятников не тянут. Почему в крае не проходила своевременная инвентаризации? Дело в том, что этой работой могут заниматься только аккредитованные на федеральном уровне эксперты. У нас в крае таких нет. И только недавно такие специалисты появились в соседней Иркутской области. Мы их пригласили. Они провели экспертизу. Согласно их заключению, часть объектов включать в реестр памятников истории и культуры нет оснований. Но это не означает, что данные здания и сооружения нужно снести, убрать из культурного ландшафта города. На мой взгляд, постройки надо оставить, чтобы сохранить архитектурный ансамбль центра Красноярска.

Но то, что эти объекты не вошли в охраняемый список, только облегчит задачу по их сохранению, считает депутат. Ведь по отношению к объектам культурного наследия возможна только реставрация. Причём проводить её могут официально аккредитованные для данной деятельности организации. А цены на услуги подобных фирм в несколько раз превышают стоимость работ обычных строительных и ремонтных организаций. Денег же в бюджете, как известно, на реставрационные работы даже знаковых исторических объектов сегодня не хватает, не говоря о постройках, которые ценны только своим долголетием. Теперь не включенные в реестр старые дома можно отдавать в аренду частным предпринимателям без охранных обязательств. Те в свою очередь могут сделать там ремонт за приемлемую цену, открыть офис или магазин. Пускай эти здания уже не будут достоверными историческими объектами, а только стилизованными декорациями, тем не менее они будут органично дополнять городской пейзаж. В общем, иногда намного разумнее сохранить только фасад старого здания, а чтобы продлить жизнь строения и сделать существование людей там более комфортным, стоит разрешить собственникам или арендаторам провести современный ремонт.

Депутат Красноярского городского Совета Владислав Жуковский говорит, что многие здания, которые не вошли в реестр, просто не имеет смысла сохранять.

- Эти деревянные строения уже сгнили изнутри, ткни пальцем - и они рухнут, - отмечает он. - Развалюхи же, не имеющие особой исторической ценности, только мешают развитию города. Ведь на этом месте можно разбить сквер, например. Опять же надо подумать о людях, которые живут сегодня в этих домах. Ведь там нет элементарных бытовых удобств - туалеты находятся на улице. Теперь у них появится шанс на получение нового жилья, если дом будет решено снести. Те, кто приводит сегодня примеры, как сохраняются исторические кварталы в европейских городах, совсем не учитывают, что на Западе большинство зданий сделаны из камня, который может стоять тысячу лет. У нас же, богатой лесом Сибири, строили в основном из дерева, которое, увы, не столь долговечно.

Рукотворный Париж

История создания облика любого города чрезвычайно интересна и сложна. Взять хотя бы прекраснейший город на земле - Париж. Нам кажется, что лицо столицы Франции, куда, чтобы полюбоваться архитектурными достопримечательностями и красотами, приезжает полмира, формировалось постепенно, без особого насильного вмешательства. Но это не так. Самые известные архитектурные решения Парижа были созданы радикальным методом: уничтожением старого и постройкой нового. Вплоть до XVI века Париж оставался типичным средневековым городом: узкие зигзагообразные улицы были тесно застроены трёх- и четырёхэтажными домами, верхние этажи которых нависали над нижними; посередине улицы были прорыты сточные канавы; в городе не было ни канализации, ни тротуаров. Темнота и зловоние царили в городе.

Лишь когда король Франциск I официально объявил Париж столицей, спорадический процесс развития города был взят под контроль властями. Вышли правительственные указы о прямолинейной застройке улиц, была сооружена первая каменная набережная, начата перестройка Лувра. Париж же, который мы сегодня знаем, можно сказать, появился при правлении Наполеона III в XIX веке. Именно в этот период была предпринята невиданная по размаху его перестройка. Реконструкция столицы осуществлялась по плану префекта Эжена Османна. За несколько лет в городе было снесено 25 тысяч обветшавших домов, построено 70 тысяч зданий, проложено около 100 километров новых улиц, в том числе важные транспортные артерии: улица Риволи, бульвары Страсбург, Сен-Мишель и Сен-Жермен...

Тогда же в столице появились площади с радикально отходящими от них проспектами, многочисленные скверы и два огромных парка - Булонский лес и Венсеннский лес (парижане называют их зелёными лёгкими Парижа). На правом берегу были сооружены крупнейший продовольственный рынок Ле Аль (чрево Парижа), здание парижской Гранд-опера, базилика Сакре-Кёр и три больших вокзала. Париж буквально преобразился... В ходе этой гигантской перестройки был искажён исторический облик некоторых улиц и кварталов. Это касается прежде всего колыбели Парижа - острова Сите. В самом конце XIX века в Европе вошли в моду всемирные выставки. Некоторые из них были проведены в Париже, и это тоже отразилось на его пейзаже: появились такие «приуроченные к выставке» сооружения, как вокзал Орсэ (теперь в нём находится музей) и знаменитая Эйфелева башня. Кстати, строилась она только на время выставки, а вписалась в Париж навсегда.

Правда, мы свою красноярскую вершину архитектурной мысли уже снесли. Железнодорожный мост через Енисей, который, как известно, в 1900 году наряду с Эйфелевой башней был удостоено Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже - «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Так что хотелось бы, чтобы разработчики проекта по чистке реестра были прозорливее и осторожнее, дабы не выплеснуть грязную воду вместе с ребёнком.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА