Новости

Знания - оружие кондукторов

Знания - оружие кондукторов

Знания - оружие кондукторов
Знания - оружие кондукторов
Если кондуктор обращается к пассажиру: «Извините, я могу вам чем-то помочь?», то, скорее всего, этот разговор происходит в таллиннском автобусе. Там получить право обилечивать пассажиров невозможно без специального обучения. Но, возможно, и работники красноярских пассажирских автотранспортных предприятий станут столь же вежливы и предупредительны на своих рабочих местах.

- На сегодняшний день законодательно никак не закреплена обязанность кондуктора иметь профильное образование. Получается, что на этой должности может работать любой желающий после прохождения инструктажа в автопредприятии, - рассказывает Олег Якубович, заместитель главы города - руководитель департамента транспорта. - Отсутствие обязательных требований к этой профессии привело к печальным последствиям: в департамент поступает большое количество жалоб красноярцев на грубое и некорректное обслуживание, незнание кондукторами правил организации транспортного обслуживания населения в Красноярске. Для улучшения качества обслуживания пассажиров и изменения ситуации в сфере городских пассажирских перевозок мы обратились в профессиональный лицей № 56 с предложением организовать учебные курсы по специальности «Кондуктор».

Необходимость повысить грамотность и культуру поведения кондукторов появилась не только из-за жалоб горожан на их плохую работу. В условиях, когда работникам вручаются сложные технические устройства - меморы, устанавливаются приборы диспетчерского управления и контроля, у них появляется масса новых обязанностей. Теперь уже недостаточно только собирать и считать деньги. Нужно ещё разбираться в разных видах электронных проездных, давать ответы на массу вопросов от пассажиров.

- Кроме того, профессиональный кондуктор должен знать город, - продолжает Олег Якубович. - Причём не только то, что находится по маршруту движения, на котором он работает, но и должен подсказать пассажиру в случае необходимости, где ему лучше сделать пересадку, чтобы добраться в другой конец города. Эти пожелания складываются из обращений красноярцев, которые мы оперативно отслеживаем на сайте городской администрации, получаем от диспетчеров. Мы анализировали опыт других городов и выяснили, что поскольку в федеральном законодательстве нет требований на соответствие профессии, то обучающие курсы в некоторых городах России проводились лишь локально - непосредственно в автопредприятиях. У красноярских же кондукторов появляется материальная заинтересованность в повышении своей квалификации - после успешной сдачи экзамена и получения свидетельства им присваивается четвёртый разряд и увеличивается заработная плата.

По словам директора профессионального лицея № 56 Александра Толстихина, аналогов их программы нет. Когда они начали разрабатывать авторскую методику, хотели использовать опыт учебных заведений других городов, но такового не оказалось - профессионализмом кондукторов просто никто не занимался.

- Мы разработали программу, учебный план и получили лицензию министерства образования Красноярского края на право ведения образовательной деятельности, - говорит директор лицея. - Будем работать по трём направлениям: курс для тех, кто уже работает на транспорте и имеет какое-то образование, для работников без образования и для тех, кто не имеет ни корочек, ни опыта работы. Для начала будем обучать людей из муниципальных предприятий, у нас уже есть заявка на 450 человек и договоренность, что уроки будут проводиться без отрыва от производства - преподаватели приедут прямо на предприятие. Что касается содержания курса, то оно полностью охватывает все требования к профессии, которые мы сформировали вместе с департаментом транспорта.

Кондукторам придётся изучить не только основы психологии и культуры обслуживания пассажиров, но и методы оказания доврачебной помощи, правовые основы деятельности, историю и географию Красноярска. Помимо теоретических занятий проведут и практические, на которых педагоги объяснят, как правильно реагировать на разные ситуации с пассажирами. Причём все проблемные ситуации будут взяты из повседневной жизни - у диспетчеров, которые работают с жалобами населения. После обучения первых групп курс подкорректируют с учётом выявленных запросов. Как рассказывает Александр Оськин, руководитель службы эксплуатации в МП «КПАТП-7», работники предприятия к возможности поучиться отнеслись положительно. Они часто жалуются, что под защитой оказываются только пассажиры, а кондукторы получают лишь обвинения в некомпетентности. Теперь они ждут, что специалисты научат их грамотно и спокойно выходить из самых конфликтных ситуаций, объяснят их права.

- По краевому Закону «О транспортном обслуживании населения» допуск к маршрутам будет осуществляться по результатам конкурсов. Необходимые правовые акты для их проведения разработаны и находятся на стадии согласования, - подытоживает Олег Якубович. - Одно из требований гласит, что предприятие-перевозчик допускается к участию в конкурсе, если оно имеет квалифицированный состав водителей и кондукторов. Поэтому мы ожидаем, что и коммерческие перевозчики подключатся к нашей инициативе и уже в этом году у пассажиров общественного транспорта появится меньше поводов для жалоб.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА