Новости

В поисках неизвестного стандарта

В поисках неизвестного стандарта

Хватит ли на всех Евро-3

В сентябре Ростехнадзор должен представить первые данные о темпах модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Речь идёт о переходе отечественной нефтяной индустрии на выпуск бензина нового экологического стандарта Евро-3. А к тем, кто не поторопится с модернизацией, правительство России намерено применить жесткие меры - вплоть до отказа в выдаче лицензий на разработку нефтяных месторождений.

Нефтяников не радуют экологические устремления правительства, хотя бы потому, что на модернизацию российских НПЗ потребуется не менее десяти миллиардов долларов. Даже если эти деньги и найдутся, российская промышленность просто не сможет в короткие сроки поставить всё необходимое оборудование. Да и мировая едва ли с этим справится.

Впрочем потребителей больше волнует другой вопрос: а не закончится ли всё тем, что самый ходовой бензин АИ-92, который занимает 70 процентов доли рынка, но относится к устаревшему стандарту Евро-2, исчезнет из оборота? Пока правительство разрешило нефтяным компаниям выпускать АИ-92 до середины 2012 года. А что будет дальше - неизвестно.

Неожиданной оказалась реакция и профессионалов рынка продажи нефтепродуктов.

  • А вы знаете, что такое Евро-3? - спрашивает маркетолог красноярской компании, торгующей бензином, Наталья Строганова. - Мы не знаем. И документацию по этому стандарту не можем найти нигде, включая сеть Интернет. А сегодня существует уже стандарт Евро-4, о котором тоже ничего неизвестно…

Вопрос далеко не праздный. Среди автолюбителей давно муссируются слухи о том, что высокооктановые АИ-98 зачастую бывает подделкой. А если вам в бак начнут заливать то, о чём даже продавец не знает? То ли соответствует стандарту, то ли нет.

В Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору нам пояснили, что производители прекрасно осведомлены о том, что представляет собой упомянутый стандарт. И что, Ачинский НПЗ, к примеру, производит бензин в стандарте Евро-3, а после завершения модернизации готов будет перейти и на Евро-4. Что же до тех, кто торгует бензином в розницу, то им все эти технологические тонкости ни к чему.

На модернизацию российских НПЗ потребуется не менее 10 миллиардов долларов. И даже если эти деньги появятся, вряд ли в установленный срок найдётся необходимое оборудование.

Так что все вроде бы нормально. Но есть одно сомнение - сегодня в России всего 27 крупных НПЗ. И почти 300 мелких, которые, по мнению экспертов, денег на модернизацию не найдут и исчезнут с рынка. Либо мы получим подпольный бизнес на переработке нефти, как уже было с палёной водкой. Но даже если этого не случится, итогом станет дальнейшая монополизация отрасли - ведь двум десяткам крупных НПЗ проще устанавливать правила игры.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА