Новости

Красноярск для Маркоса - всегда экстрим

Красноярск для Маркоса - всегда экстрим

Красноярские любители музыки хорошо знают Вардана Маркосяна - скрипача-виртуоза. Он один из тех ярких исполнителей, кто старается вдохнуть новую жизнь, энергию в знакомые нам с детства композиции, окрашивая их в современное звучание, добавляя им экспрессии. Около пяти лет назад музыкант переехал в Москву, взяв сценический псевдоним Вардан Маркос, успешно концертирует в столице и европейских странах. А встретились мы с Варданом в один из летних дней на Красноярском ипподроме. Там проходили соревнования по конкуру на Кубок Александра Молева. Но первый вопрос к музыканту коснулся не конкура и лошадей, а того, почему он стал Варданом Маркосом?

- Под этим сценическим псевдонимом я очень комфортно чувствую себя и в Москве, и в Европе, - честно ответил Вардан. - Особенно в Москве, где благодаря этому не возникает вопросов, имеющих национальный оттенок и «кавказский след»: просто скрипка, классика и - Вардан Маркос.

- Где концертирует Вардан Маркос за рубежом?

- В прошлом году большие концерты состоялись во Франции и Голландии. В этом году география полуторамесячных гастролей стала шире: концертное турне также включило выступления в городах Германии, Бельгии и Испании. Интереснее всего было во Франции, публика меня уже знала, хотела слушать и принимала как старого знакомца. Да и я сам чувствовал себя там свободнее, раскрепощённее, чем годом ранее.

- А теперь о том, почему Вы оказались среди лошадей и всадников. Сами сидели в седле в детстве?

- Нет, не приходилось. Ровно 10 лет назад именно здесь впервые и сел в седло. Подсадил, в буквальном смысле этого слова, меня на лошадь мой друг и меценат конного спорта Карен Манасян. С тех пор сам я ни разу не ездил верхом, но сотрудничаю со многими конными спортивными клубами. Полгода назад получил приглашение от кремлёвской школы верховой езды, и теперь под мою музыку в Москве «танцуют» даже лошади - во время соревнований по выездке. Также готовим программу, которая должна будет показана на Красной площади у Кремля. У меня много друзей среди тех, кто увлекается конным спортом, но сам я в седло, признаюсь, садиться не рискую.

- Лошадей жалко, учитывая Ваш вовсе не жокейский вес?

- (Со смехом.) Вот именно! Зато выступаю рядом с амазонками, как сегодня на красноярском ипподроме, с большим удовольствием. Вы знаете, соприкоснувшись с конным спортом, я открыл много нового для себя. Пусть это и элитарный, на первый взгляд, спорт, но кроме финансов для успеха требуется очень много труда, души своей вложить. Душа должна иметь особый склад, ведь надо любить коня, уметь с ним договариваться, добиваться взаимопонимания и симпатии к себе. Ведь лошадь и всадник должны составлять одно целое. Среди конников, среди лошадей вновь, как в детстве, ощущаешь себя частичкой природы. Чувство, которое горожане, к сожалению, уже подзабыли.

- Концертная деятельность, видимо, сродни спорту - своим психологическим напряжением? Это, вероятно, как выход на незнакомую сцену, к зрителям, которые тебя не знают, не слышали о тебе, тоже стресс. И надо иметь бойцовские качества, чтобы завоёвывать подобную аудиторию, сделать людей своими эстетическими единомышленниками. И вообще, жизнь артиста богата на различные переживания, нештатные ситуации. Какой самый крутой экстрим случался в Вашей жизни?

- Вы знаете, именно в Красноярске. Накануне прихода 2000 года было организовано торжество по случаю миллениума у главной городской ёлки, что рядом с оперным театром. С выступлением главы города Петра Пимашкова, с большой концертной программой. Днём на улице, помню, было минус пятнадцать, а к вечеру температура опустилась до тридцати трёх градусов мороза. Да ещё и ветер задул. А я собирался выходить на сцену в обычном концертном костюме, с прозрачной батистовой рубашкой под ним... Думал, как-нибудь дотерплю. Но артисты, которые уже выступили и возвратились в припаркованный за сценой автобус, организаторы мероприятия не выпустили меня, пока я не одел пальто. Вышел на сцену, начал играть, чувствую, что и пальто от ледяного ветра вовсе не спасает, пальцы одеревенели. Но это ещё половина беды - скрипка так зажалась, что я её звучания не могу узнать, будто на железной играю. И я понял: я-то мороз перетерплю, но чтобы впредь насиловать инструмент...

- А запредельное давление обстоятельств, стресс приходилось испытывать?

- Все экстремальные моменты в моей жизни также случались в Красноярске. Особенно в начале карьеры, когда я только начал готовить свои первые сольные программы. От того, как «испечёшь первый блин», в жизни артиста многое зависит. Однажды во время выступления у меня вдруг расстроилась скрипка. Чтобы не сорвать выступления, умудрился в двух-трёхсекундных паузах перенастроить её. Случалось, что на смычке волосы рассыпались. Но я всегда старался заканчивать композиции, не прерывая их. Это было очень сложно, но получалось.

- Нервничаете перед выступлением?

- Нервничаю всегда. И когда начинаю готовить новую программу, и во время выступлений, или тогда, когда предстоит концерт на незнакомой площадке, перед новой для меня публикой. К примеру, когда пришлось выступать в новом якутском цирке на его открытии. Сначала был шок: публика не перед тобой, а вокруг тебя. Поначалу не знал, как себя вести. Но потом освоился.

И всё-таки волнение - это хорошо. И спортсмен ведь не покажет высокий результат, если спокоен или равнодушен.

- Кто для Вас зритель - неприятель, друг, незнакомец?

- Зритель для меня партнёр, я их всех люблю. И буквально через пять-десять минут чувствую, удалось ли мне найти контакт с публикой. Сам же концентрируюсь только на музыке, которую исполняю. После концерта самое приятное для меня не цветы и аплодисменты, а ощущение того, что люди любят или полюбили скрипку. Хотя и аплодисменты, и цветы, безусловно, очень приятны любому артисту.

- Есть разница в публике российской и заграничной?

- И у нас, и в Европе люди одинаковы - душой чувствуют скрипку. Правда, в России и вообще на территории бывшего СССР искушённых, знающих слушателей больше. На Западе, как мне кажется, мало подобных концертов, подобной трактовки классической музыки, как у меня. Многие даже не знают тех композиторов, чью музыку я исполняю, и, подозреваю, не знакомы со звучащими со сцены композициями. Но смотрят, слушают и постепенно тоже начинают любить скрипку.

- По Красноярску не скучаете?

- Конечно! Ведь здесь состоялись мои первые сольные концерты, первые переживания, здесь я набирался сценического и жизненного опыта. В сентябре планирую приехать в Красноярск и показать программу из двух отделений. В первом мы хотели бы выступить вместе с красноярскими музыкантами и солистами балета. Очень надеюсь, что с нами выйдут на сцену легенды красноярского балета Наталья Чеховская и Василий Полушин - мои друзья, с которыми мы вместе выступаем в московских концертах. Надеюсь показать красноярцам всё лучшее, что мне удалось подготовить за последние десять лет. Есть задумка, чтобы в концерте приняли участие все артисты, с кем мы сотрудничали на протяжении десятилетия. Концерт этот станет для меня юбилейным, хочу, чтобы он стал праздником и для моих единомышленников, для тех людей, кто поддерживал меня и выступал вместе со мной. Красноярцы услышат не только классику, но и популярные современные и народные мелодии. Хотелось бы, чтобы зрителям было интересно, и они услышали бы произведения разных эпох и жанров.

- На ипподром в свой очередной приезд опять заглянете?

- Если удастся - обязательно. Пользуясь случаем, хочу пожелать красноярским спортсменам-конникам больших успехов. Надеюсь, что они будут выигрывать не только чемпионаты России - это для них пройденный этап, но и чемпионаты Европы, мира и в очередной раз прославят свой край, свой Красноярск.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА