Новости

Мёртвая петля

Мёртвая петля

На заре авиации большинство авиаторов летало «блинчиком», «тарелочкой», ровненько. Строго-настрого запрещалось при поворотах накренять самолет. «Бойтесь кренов!» - учили молодых пилотов инструкторы тогдашних авиационных школ.

Нестеров считал, что воздух удержит самолёт в любом положении

У военного лётчика Петра Нестерова такие советы вызывали возмущение и протест. «Посмотрите на птиц, - говорил он своим товарищам-лётчикам, - разве они так летают? Делая поворот, птица непременно накренится, повернётся боком к земле: одно крыло вверх, другое вниз».

Сам он летал иначе. При виражах смело наклонял машину. Авиаторы, видевшие его полёты, только ахали от изумления, а командир отряда нет-нет да и предупредит строго: «Поосторожнее надо бы, поручик, а то и до беды недалеко».

«Как они не понимают? - удивлялся Нестеров. - Ведь если правильно управлять машиной, воздух будет удерживать её в любом положении». Пётр Николаевич вспоминал: «Я много спорил об этом с опытными лётчиками, но все мои доказательства оставались без внимания. А порой приходилось выслушивать даже насмешки».

В цирке он видел номер, называвшийся мёртвой петлей. Артист стремительно съезжал на велосипеде по наклонной дорожке. Затем она круто шла вверх, сворачивалась в огромную спираль. Артист мчался по спирали. В какой-то момент он оказывался вниз головой, но не падал. При быстром движении возникала сила, которая удерживала его от падения.

Нестеров был уверен, что на самолёте, в воздухе, тоже можно выполнить такую же мёртвую петлю. Об этом ему говорил весь его опыт лётчика, подтверждали и расчёты.

«Но для чего нам нужен этот цирковой трюк?» - спрашивали лётчики. Кое-кто из них начал поговаривать, что Нестеров просто хочет прославиться, выделиться. В рукописном журнале авиаторов даже появилась стихотворная загадка под названием «Кто он?». В ней предлагалось разгадать имя того «полупризнанного героя», который бредит мёртвой петлей. Пётр Николаевич ответил тоже стихами, обращением к авиаторам: Не мир я жажду удивить, Не для забавы иль задора, А вас хочу лишь убедить, Что в воздухе везде опора.

Фигурой пилотажа принято называть движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, при этом ему придаются положения, несвойственные горизонтальному полёту. Из отдельных фигур формируются комплексы, которые демонстрируются на авиашоу и соревнованиях.

Пилотаж принято различать по степени сложности - на простой, сложный и высший, по количеству участвующих летательных аппаратов - на одиночный и групповой.

Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты. Многие фигуры, которые сейчас относят к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем. Мёртвая петля до сих пор относится к фигурам сложного пилотажа.

Нестеров считал, что военный лётчик должен владеть самолётом так, как гимнаст владеет своим телом. «Воздушные бои будут схожи с нападениями ястребов на ворон, а кто из нас захочет быть вороной?» - спрашивал он авиаторов.

Он служил под Киевом, летая на «Ньюпоре», распространенном тогда военном самолёте. Здесь он и осуществил 9 сентября 1913 года давно задуманный план. Позже Пётр Николаевич писал: «О своём опыте я никого не предупреждал, хотя все знали, что я вообще собираюсь его сделать».

Теплый день клонился к вечеру, когда Нестеров сел в свой «Ньюпор», привязался к сиденью, опробовал мотор и пошёл на взлёт. На высоте километра закрыл бензин и направил машину в пике.

Все, кто находился в ту минуту на аэродроме, с волнением смотрели в небо. А Нестеров, набрав скорость, включил мотор и повёл самолет вверх, положил его «на спину». Потом - опять вниз. И, наконец, снова в горизонтальный полёт. Самолёт описал в воздухе круг, петлю. Все это заняло не более десяти секунд. Нестеров выровнял машину и красивой змейкой спланировал на аэродром, к ангарам.

Что тут началось! Поздравления, объятия, восторженные возгласы. Здесь же, на аэродроме, лётчики написали телеграмму в Петербурге первой в истории авиации мёртвой петле, выполненной поручиком Нестеровым.

Но, как ни удивительно, в столице отнеслись к поступку поручика неодобрительно. Например, один генерал прямо заявил, что мёртвая петля чистейший акробатизм. «Мне лично кажется справедливым, - сказал этот горе-генерал, - если Нестерова, поблагодарив за смелость, посадят на 30 суток ареста».

Чего только не писали газеты о том полёте! Многие причисляли поступок Нестерова к «безрассудным». Но куда больше было откликов подобных этому: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведёт не к разрушению, а сохранению жизни многих лётчиков. Мёртвая петля не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других - смелых - побеждать дух смерти в воздухе...».

Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решени - с риском для жизни - вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.

Вскоре и другие авиаторы - у нас, и за границей - начали выполнять мёртвые петли. Больше всех прославился своими фигурными полётами французский авиатор Адольф Пегу, сделавший мёртвую петлю вторым после Нестерова.

В мае 1914 года Нестеров совершил выдающийся перелёт из Киева в Петербург. Он пролетел расстояние в 1 200 километров за восемь лётных часов! Это было незадолго до начала Первой мировой войны. А когда она началась, Пётр Николаевич во главе авиационного отряда отправился на фронт. 11-й авиаотряд принимал участие в освобождении Львова. При этом Нестеров лично осуществил ряд воздушных разведок, выполнил одну из первых бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Австрийское командование даже обещало большое денежное вознаграждение тому, кто собьёт аэроплан Нестерова, настолько метко он бомбардировал вражеские позиции.

До 1914 года всю «огневую мощь» аэропланов составляли личные револьверы лётчиков. Встретившись в воздухе, неприятели обменивались одиночными выстрелами или, поднимаясь выше вражеского самолёта, сбрасывали на него бомбы. Такой способ ведения воздушного боя был довольно неэффективным, а вооружить аэропланы пулемётами правительства держав, которые воевали, в том числе и России, не спешили.

Выход из этого положения Нестеров попробовал найти, оснастив самолёты своего отряда рядом приспособлений собственной конструкции. Для разрушения оболочки дирижабля он установил в хвостовой части аэроплана «нож-пилку», а для поражения воздушного винта самолёта неприятеля - длинный трос с грузом на конце в виде «кошки».

Разведку на нашей территории вели и австрийские самолёты. Особенно досаждал нашим войскам самолёт «Альбатрос», которым управлял лейтенант барон Розенталь. С земли сбить его никак не удавалось. Нестеров решил во что бы то ни стало уничтожить самолёт барона. И вот 8 сентября, когда «Альбатрос» снова появился над расположением русских войск, Нестеров поднялся в воздух.

Его лёгкий «Моран» быстро нагнал более тяжёлую машину австрийца. Нестеров сделал над «Альбатросом» круг, пытаясь принудить его к посадке, но тот стал поспешно уходить на запад. И тогда Нестеров, зайдя сзади, совершил таран - ударил его своим самолётом.

Поврежденный «Альбатрос» повалился набок, перевернулся и беспорядочно полетел к земле. Падать начал и «Моран». От удара у него отвалился мотор. Нестеров ещё в воздухе был выброшен из поврежденного самолёта, он упал шагах в двадцати от обломков своей машины.

Оказалось, что в австрийском самолёте, найденном в болоте, находился не только барон Розенталь, но ещё и наблюдатель, унтер-офицер. Разумеется, оба они погибли.

Пётр Нестеров совершил первый в мире воздушный таран. На том месте, где погиб бесстрашный русский лётчик, был сооружен обелиск. А мёртвую петлю позже переименовали в «петлю Нестерова».

Гибель Нестерова отозвалась болью в сердцах тысяч граждан Российской империи. Даже неприятели воздали должное бесстрашию этого человека. В одном из приказов по войскам немецкий кайзер Вильгельм II отметил: «Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на такой же высоте проявления искусства, как это делают русские...».

Через семь месяцев после гибели Петра Нестерова, в марте 1915 года, его воздушный таран применил российский лётчик Козаков. После удачной атаки пилот благополучно возвратился на аэродром. За период Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов. Бесспорный рекорд принадлежит Герою Советского Союза лётчику-истребителю Борису Ковзану, уничтожившему 26 самолётов противника, причём четыре из них герой протаранил собственным. Три раза после совершения тарана Ковзан благополучно возвращал свой самолёт на базу, и лишь последний таран, сильно повредивший боевую машину, заставил смельчака выброситься с парашютом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА