Новости

Депутат - не волшебник, но…

Депутат - не волшебник, но…

Мнение избирателя - главный аргумент

В обществе бытуют стереотипы, связанные с той или иной человеческой деятельностью. Депутату городского Совета, заместителю председателя комиссии по экономическому развитию Наталье ФИРЮЛИНОЙ, чья профессиональная деятельность долгие годы была связана лишь с высшей школой, довелось убедиться в этом на собственном опыте.

- Наталья Вячеславовна, соответствует ли Ваше сегодняшнее мнение о деятельности депутата тому, что было у Вас до работы в городском Совете?

  • Раньше мне казалось, что депутат если и не волшебник, то, во всяком случае, может очень многое. В процессе работы, разбираясь с проблемами и нуждами избирателей, убедилась, что это далеко не так. Самая обычная житейская ситуация зачастую оказывается почти неразрешимой.

- Неужели местные вопросы столь сложны?

  • Дело в другом. С одной стороны, мы действительно ближе к реальным, каждодневным проблемам конкретных людей. С другой - зачастую возникают ситуации, когда для решения местной, локальной проблемы, у местной власти не хватает полномочий. Пример: довольно часто упоминаемый моими коллегами вопрос о распитии пива в общественных местах. У красноярских депутатов, к какой бы партийной фракции они ни принадлежали, здесь нет различий во мнениях - необходим полный запрет. Но при этом единодушии нет полномочий, чтобы его ввести. Конечно, вопросы решаются, но не так быстро, как хотелось бы, сам механизм обратной связи между различными уровнями власти достаточно громоздкий. Точно такие же сложности возникают и в работе с конкретными людьми. Начинаешь разбираться в проблеме и видишь, что всё упирается в какие-то шероховатости федеральных законов. Они, может быть, и не так велики, но у местного самоуправления нет полномочий, чтобы их откорректировать. Поэтому приходится искать сложные обходные варианты. А это получается далеко не всегда.

Далеко не всегда взгляд самого депутата на проблему совпадает с тем, что думают избиратели. И в этой ситуации народный избранник однозначно должен отстаивать мнение жителей.

- То есть жёсткая вертикаль не всегда благо?

  • Не совсем так. Местной власти было бы гораздо тяжелее работать, если бы политика развития не была вертикальной, если бы у местной, региональной и федеральной власти не были бы одни и те же приоритеты. К примеру, только благодаря совместным усилиям трёх уровней власти и партийному проекту «Единой России» Красноярск в этом году получил беспрецедентные объёмы финансирования для ремонта и строительства дорог.

Хорошим примером взаимодействия вертикали власти и избирателей может служить наша совместная работа по реализации Федерального закона № 159-ФЗ о льготном выкупе предпринимателями государственной и муниципальной собственности. Как известно, право устанавливать предельные объёмы площади и период рассрочки платежей передали на уровень субъектов Федерации. Первоначальные рекомендации были весьма скромными: 300 квадратных метров и год отсрочки. Однако в муниципальных образованиях края прошло широкое обсуждение. В Красноярске, где сосредоточена львиная доля предприятий малого и среднего бизнеса, они были особенно острыми: представители предпринимательского сообщества, администрации города, депутаты городского Совета - все мы пытались найти оптимальный вариант. Помню, руководитель департамента муниципального имущества и земельных отношений Евгений Кирилюк предложил «революционный» вариант - 500 квадратных метров и три года отсрочки. Но я и мои коллеги, принимавшие участие в дискуссии, уже понимали, что нужно больше - 1000 квадратных метров и пять лет отсрочки. В итоге именно эта норма и была законодательно закреплена. Но сегодня я думаю, что можно было бы и увеличить площади.

- Ошибка в расчётах?

  • Нет. Просто ситуация меняется. Сегодня мы пытаемся создать условия для развития производственного сектора в малом и среднем бизнесе. В том числе малых инновационных предприятий. А для производства 1000 квадратных метров - площадь зачастую недостаточная. Проблема в том, что многие законодательные акты принимаются исходя из сегодняшней ситуации. Очень хотелось бы, чтобы в стране появилась чёткая система долгосрочного прогнозирования, которая позволила бы принимать решения не в соответствии с сиюминутными нуждами, а видеть перспективу и работать на неё.

- Сложно ли работать депутату с профессиональными управленцами - чиновниками мэрии?

- Во-первых, каждый из депутатов занимается какой-либо отраслью деятельности, имеющей самое прямое отношение к жизни города, и знает её специфику. У нас есть люди, профессионально работающие в здравоохранении, образовании, коммунальном хозяйстве и могущие выступить экспертами в этих областях. Но важнее, пожалуй, другое. Мы, как любой житель города, оцениваем предложения департаментов мэрии с позиции обыкновенного здравого смысла. Кроме того, мы знаем мнения избирателей по тому или иному вопросу. Кстати, далеко не всегда взгляд самого депутата на проблему совпадает с тем, что думают избиратели. Но я считаю, что в этой ситуации депутат однозначно должен отстаивать не своё мнение, а мнение людей, которые за него голосовали.

- А не слишком ли мирно сосуществуют две ветви местного самоуправления?

  • Иногда приходится слышать о карманном горсовете. Но тем, кто это говорит, стоит напомнить, какие баталии разворачивались, к примеру, между депутатами и департаментом муниципального имущества и земельных отношений. Спорили практически по каждому вопросу. Причина была в том, что у нас и у чиновников департамента были различия в видении, как использовать муниципальное имущество максимально эффективно для города. Да и сегодня обсуждение многих вопросов бывает весьма жарким. Например, по теме наведения порядка с размещением рекламных конструкций в городе. Инициаторами разработки положения, регулирующего установку этих конструкций, выступили депутаты. И дело не только в том, чтобы прекратить беспредел, когда каждый может поставить рекламный щит где хочет, а потом бросить его на произвол судьбы. Речь, прежде всего, об эффективном использовании городской земли и пополнении бюджета.

- Есть ли какая-то личная победа, которая особо помнится?

  • То, как мы помогли улучшить жилищные условия семье, в которой родились тройняшки. Помнится перед этим родилась тройня в Ачинске, и пресса с долей ехидства рассуждала о том, что вот, мол, мэр Ачинска Илай Ахметов помог с квартирой, а мэр Красноярска… Именно к Петру Ивановичу я и пошла с этой проблемой. И встретила понимание и поддержку. Честно скажу, решать эту задачу было непросто. Но удалось. Это один из самых эмоциональных моментов в моей депутатской деятельности. Впрочем, подобное, наверное, может вспомнить любой из моих коллег.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА