Новости

Дресс-коды повседневности

Дресс-коды повседневности

Пока мы только пытаемся разгадать коды, которые несет в себе любая одежда, или отсмотреть десятки коллекций, чтобы понять, как неожиданно платье может раскрыть секреты современного человека. А теоретики моды уже давно прочерчивают маршруты, по которым развивается вся наша культура. Хотя обыденному сознанию мысль о том, что модный силуэт рассказывает об эпохе не меньше, чем философский трактат, все еще непривычна.

— С середины 1990-х мы начали заниматься проблематикой, которую можно обозначить как культура повседневности. Все началось с конференции, посвященной ароматам и запахам в культуре, — вспоминает редактор и издатель Ирина Прохорова. — Честно говоря, общественность в 1997-м году нас не очень поняла, все подумали, что мы просто чудим. Но по следам конференции вышел двухтомник. И вот уже 13 лет это один из самых продаваемых и переиздаваемых бестселлеров. Из этой идеи родилась целая книжная серия “Культура повседневности”. В ней мы постепенно раскрывали мысль о том, что все материальное и повседневное, будь то мода, еда, запахи, — это не просто признаки быта, а важнейшая составная часть высокой культуры. Более того, это значимый пласт цивилизационного процесса. Через какое-то время появился журнал “Теория моды”. Это не развлекательное глянцевое чтиво, а книги, посвященные некой новой гуманитарной дисциплине. Радостно видеть, что мы не догоняем осмысление каких-то процессов пары десятков последних лет, а встраиваемся в самые актуальные изменения и анализируем их. Вокруг журнала со временем начался выстраиваться целый комплекс мероприятий. Например, появилась серия “Библиотека журнала “Теория моды”. В прошлом году в этом проекте появилась книга Валери Стил “Корсет” об истории этого предмета гардероба. А модные события четвертой Красноярской книжной ярмарки вертятся вокруг книги Джона Харви “Люди в черном”, посвященной семиотике черного цвета в одежде.

В этом году организаторы ярмарки сделали три акцента в сфере моды: показ литовского модельера Сандры Страукайте, лекция британского дизайнера Наоми Филмер и конкурс “Дресс-код: Черный”. Жаль только, что не хватило плавного погружения в новый мир — зрители уходили с лекции Наоми Филмер, не выдержав сложности и неординарности информации, к которой никто не был подготовлен. Да и футуристичную коллекцию Сандры Страукайте с ходу было не понять. А ведь Наоми Филмер — звезда дизайнерского мира, читает лекции в женевской Высшей школе искусства и дизайна и в обожаемом всеми модельерами лондонском Central Saint Martins College of Art and Design. Она делала специальные коллекции для показов Хуссейна Чалаяна, Александра Маккуина и Swarovski. В Красноярске Наоми показала свои загадочные украшения из стекла, льда и шоколада и попыталась раскрыть их основное послание.

— Меня часто представляют как дизайнера, делающего оригинальные украшения, но я бы это назвала по-другому. Я работаю над акцентами, которые подчеркивают наше тело, — говорит Наоми Филмер. — Особенно те его части, которые остаются за рамками внимания ювелиров: ступни, кожа между пальцами, за ушами, плечи, изгиб локтей. Люди привыкли, что тело выступает лишь в качестве витрины для каких-то ювелирных изделий, но обычные украшения подчеркивают примитивную энергию телесного. А мне хотелось показать ценность незамеченных участков тела и усилить эту мысль своими дизайнерскими изобретениями. Я пробую найти новую доминанту в человеке, новые способы стать ему лучше.

А принцесса авангарда Сандра Страукайте показала коллекцию одежды “Город”. И за несколько минут шагающие по подиуму модели в смелых нарядах нарисовали цельный волшебный и жутковатый мир.

Финалом рассказа о моде, проникающей и преобразовывающей сначала самые высокие слои культуры, а потом и весь быт, стал показ-конкурс начинающих красноярских модельеров.

— Мы презентуем книгу “Люди в черном”. Интересным образом название книги совпало с названием известного комедийного фильма, но мы проверяли — Харви придумал его раньше, — рассказала Людмила Алябьева, главный редактор журнала “Теория моды: одежда, тело, культура”. — Когда речь заходит о цвете в одежде и моде, то, как правило, все внимание уделяется женскому наряду. Но эта книга почти вся о мужской моде. На полотнах XVI—XVII веков изображаются мужчины в ярких пестрых одеждах, ничуть не уступающих цветам платьев их подруг. А в XVIII веке происходит неожиданный поворот, который получил название “великий мужской отказ”: мужчины отреклись от цвета в пользу темных тонов. Поначалу это было чисто утилитарным решением — все больше и больше появлялось работы, на которую надо было одеваться так, чтоб не было видно грязи. Но потом этот прагматичный шаг получил философское осмысление. Еще интереснее изучать все смыслы черного цвета в женской моде, которые менялись от века к веку. Сегодня же я не погрешу против истины, если скажу, что черный — один из самых любимых у дизайнеров, а еще это самый продаваемый цвет в мире. В конце концов он прошел долгий путь от аристократического, траурного и официального до богемного, протестного и нонконформистского. Именно поэтому мы предложили красноярским модельерам поиграть всеми смыслами этого тона и создать платье в рамках конкурса “Дресс-код: Черный”. Мы даже не предполагали, что все окажется настолько успешным, и мы увидим столько платьев, которым можно присудить бесспорную победу.

Теперь лучшие красноярские модельеры получат возможность учиться у дизайнеров с именем, и, может быть, когда-нибудь сами изобретут новые коды, задающие стиль и тон наступающим эпохам.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА