Новости

Ориентир - регионы

Ориентир - регионы

Федерация отдаст местным властям часть своих полномочий

До конца года на рассмотрение новой Государственной думы будут направлены предложения о передаче 100 федеральных полномочий на региональный уровень. По замыслу чиновников, Россию в самое ближайшее время ждёт глобальная децентрализация.

Работа по перераспределению полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями началась в июне. Тогда по распоряжению главы государства были созданы две рабочие группы: первая - по правовым вопросам децентрализации власти, ею руководит зампред Правительства РФ Дмитрий Козак, вторая - по финансовым и налоговым вопросам и межбюджетным отношениям, её возглавляет вице-премьер Александр Хлопонин. Проще говоря, один вице-премьер решал, какие полномочия можно отдать регионам и муниципалитетам, а другой - искал деньги под эти новые функции.

На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев пригласил Козака и Хлопонина на рабочую встречу. «Я вам, уважаемые коллеги, давал поручение - до 1 декабря провести необходимую работу. Сегодня у нас шестое. Что сделано?» - начал разговор Дмитрий Анатольевич.

  • Есть предложение о передаче более ста полномочий на региональный уровень с федерального, - доложил Дмитрий Козак. - Это приведёт к переподчинению, передаче на региональный уровень 505 территориальных органов власти общей численностью более 220 тысяч человек. При этом если мы не будем ликвидировать эти органы, а просто переподчиним или оставим возможность субъектам РФ самостоятельно решить их судьбу, то никакого большого организационного провала не будет. Это можно будет сделать быстро. По нашим расчётам, к середине следующего года.

____Как показывает практика, судьба у переданных органов одна - с ними либо распрощаются, либо их сократят. Так, в 2006-2007 годах регионы получили полномочия по управлению лесным фондом, а также стали заниматься занятостью населения. «Поскольку во всех субъектах федерации были дублирующие органы, то в целом это привело к существенному сокращению», - констатирует Дмитрий Козак. Посему зампред правительства не исключает, что и в этот раз регионы, исходя из собственных потребностей, уменьшат штаты переданных органов.

К слову, то, какие именно полномочия центр собирается передать на места, пока достоверно не известно. Однако нюансы нового устройства исполнительной системы власти можно узнать по ранним заявлениям федеральных чиновников.

Так, по словам директора департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления правительства России Андрея Шарова, уже согласованы позиции по передаче контрольно-надзорных функций санитарно-эпидемиологического надзора, а также передача госуслуг по кадастру недвижимости.

Если передача полномочий - дело шести месяцев, то изменение межбюджетных отношений - более долгий процесс. Конкретных сроков, пока не называется.

Так ничем не закончились дискуссии о передаче полномочий по вузам, зато нашла поддержку идея передачи части полномочий по ветеринарии, карантину и защите растений. Также в планах возможное упразднение около 60 территориальных органов министерств и ведомств, которое затронет до 20 правительственных структур, в том числе Минздравсоцразвития, Минприроды, Минсельхоз, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Роструд, Росреестр, Росздравнадзор. Такие данные Андрей Шаров озвучил в октябре на одном из заседаний рабочей группы Козака.

Стоит отметить, что новая архитектура органов исполнительной власти должна быть сформирована в мае 2012 года. «Такой срок объективно сформирован самим ходом политического процесса. В мае будущего года необходимо формировать структуру федеральных органов исполнительной власти», - отметил Козак.

А вот система финансирования новых полномочий регионов, скорее всего, сложится гораздо позже. И конкретных сроков пока не называется. По словам вице-премьера Александра Хлопонина, отвечающего за разработку межбюджетных отношений, проблемы в это сфере сводятся к следующим вопросам. Первое: необходимо обеспечить финансирование новых полномочий из федерального бюджета (вероятнее всего, это будет единая субвенция). Второе: нужно решить проблему льгот по региональным налогам. Дело в том, что и налог на имущество, и налог на землю сегодня фактически собираются на местном уровне, но льготы по ним устанавливает федерация. И это огромная сумма - свыше 200 миллиардов рублей.

Отдельно рассматривается возможность для регионов самим устанавливать собственные сборы и штрафы. «Это очень важный момент для муниципалитетов, - уверен Александр Хлопонин. - Правда, здесь необходимо будет чётко обозначить список этих сборов и штрафов, чтобы не было произвольных…». «Иначе мы просто столкнёмся с тем, что у нас завтра появятся десятки новых сборов, налогов местного порядка», - согласился Дмитрий Медведев.

Об изменении межбюджетных отношений федеральные чиновники говорили и на ноябрьской Международной научно-практической конференции «Налогообложение - современный взгляд». Так, помощник президента России Аркадий Дворкович заявил, что эффективная децентрализация полномочий возможна при замене НДС на налог с продаж. «С моей точки зрения, речь идёт о необходимости передачи регионам и муниципалитетам до триллиона рублей, чтобы местные власти эффективно решали новые поставленные перед ними задачи», - заявил чиновник. Добавив, что на это потребуется 3-5 лет. Дворкович уверен, что нынешняя структура налоговой системы не способствует задаче децентрализации.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина отмечает, что перераспределение внутри налоговой системы вполне возможны. «У нас должно быть меньше налогов на деятельность, а больше на имущество, недвижимость, потребление, - считает министр. - А они, в свою очередь, должны быть субъектовые и муниципальные».

____Исполняющий обязанности министра финансов России Антон Силуанов заявил на конференции, что федеральные льготы по региональным и местным налогам должны быть отменены. «Начиная со следующего года мы будем решать эту проблему постепенно, с тем чтобы за два-три года отменить федеральные льготы по не нашим налоговым доходам», - сказал Силуанов.

По словам руководителя аппарата Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной думы Игоря Бабичева, на работу групп Козака и Хлопонина возложены огромные надежды. «На мой взгляд, на данный момент разграничение полномочий между уровнями публичной власти достаточно хорошо отработано, - рассказал Игорь Викторович в беседе с корреспондентом «Городских новостей». - Хотя пределов совершенству нет. И основная проблема, которая сегодня стоит перед местным самоуправлением, - это недостаточность финансового обеспечения его деятельности. Приведение расходных полномочий в соответствие с доходными источниками местных бюджетов ведётся уже многие годы, и если в этот раз работа комиссий приведёт к достижению этой цели, то у муниципалитетов может появиться возможность иметь бюджеты развития, о которых мы говорим уже давно. По-моему мнению, нам необходима такая налоговая политика, которая будет стимулировать муниципалитеты к развитию налогооблагаемой базы. То есть местные власти должны иметь возможность сами увеличивать свои доходные источники».

По мнению депутата Государственной думы Виктора Зубарева, большинство регионов являются дотационными не из-за своей бедности. А потому, что такова особенность российской системы межбюджетных отношений: сначала налоги собираются в общий федеральный котёл, а потом из него частями возвращаются в регионы.

Эксперты сходятся во мнении, что сегодня регионы слишком сильно зависят от центра, и без изменения межбюджетных отношений ситуацию не изменить.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА