Новости

За партой последней сижу одиноко

За партой последней сижу одиноко

Как правильно рассадить детей в классе

“У меня сын уже который год сидит один за последней партой. При этом ещё и плохо учится. На мою просьбу пересадить ребёнка ближе классный руководитель разводит руками: “Увы, у меня половина учащихся со слабым зрением, им положено сидеть впереди по медицинским показателям. А у вашего сына таких проблем нет, к тому же он самый высокий в классе”, — рассказывает Елена, мама третьеклассника.

Вопросом, как же рассадить детей в классе, чтобы работа на уроке была эффективной, педагоги задаются каждый учебный год и каждую четверть. В первую очередь учитель, конечно же, опирается на рекомендации врачей.

— Высоких детей с плохим зрением сажаю на крайние ряды и крайние колонки (если нет строгого показания к среднему ряду), — рассказывает Анастасия Кузнецова, классный руководитель учащихся восьмого класса. — Если ребёнок плохо видит, при этом очень высокий, а сидеть может только на среднем ряду, то, конечно, садится на средний ряд за 1—2 парту, но тогда на остальные места в ряду сажаю тоже высоких детей. По слуху рекомендации у детей — не дальше второй парты. Сколиоз — более строгие рамки. Только определённая парта определённого ряда. Таких детей пересаживать практически нельзя без разрешения медика. Тех детей, у кого нет ограничений, пересаживаю регулярно — для зрения и осанки полезно.

На вопрос, за какой партой сидят обычно так называемые плохиши, Анастасия Николаевна честно призналась: “За последней”.

— А что делать, — восклицает педагог. — У меня 25 человек в классе, и 45 минут, чтобы раскрыть тему урока, донести до большинства учащихся знания. Почему ребятишки, которые стремятся учиться хорошо, должны страдать из-за непоседы Пети Иванова, только и мечтающего, чтобы быстрее прозвенел звонок на перемену. Вот и сажу его за последнюю парту: сам не учится, так хотя бы и другим не мешает.

Между тем у “психологии” последней парты есть свои особенности. По словам психолога Анны Львовой, на последней парте ребёнку часто кажется, что он менее заметен учителю, в меньшей степени вовлечён в учебный процесс. Происходящее у доски кажется далёким и не имеющим отношения к самому школьнику. С последней парты бывает трудно удерживать фокус внимания на доске, тем более что гораздо ближе появляются значительно более привлекательные объекты.

— Вот Ваня с третьей парты прицепил Ане со второй на спину записку “Иго-го!”, — приводит примеры Анна Львова. — А вот Лена с ряда у окна достала конфетку! Другими словами, между ребёнком с последней парты и доской значительно больше отвлекающих объектов, чем между доской и тем, кто сидит за первой партой. Следовательно, учебная мотивация ученика за последней партой, чтобы его успеваемость была на должном уровне, должна быть в разы выше, чем у “приближенных” к доске одноклассников.

При этом многое зависит в первую очередь от самого педагога. Например, очень показательна работа класса, когда учитель ходит по рядам. Дети обычно с усиленным рвением начинают работать, когда педагог приближается к ним, а уж если останавливается...

В методике преподавания есть приём мотивации и включения ребёнка в учебный процесс путём объяснения нового материала от его парты. Учитель может просто стоять рядом с партой либо обозначить в ещё большей степени своё присутствие, положив руку на парту. Включённость же ребёнка в объяснение нового материала может стать запредельной, если педагог апеллирует к нему как к эксперту.

— Другой вопрос, что до последней парты учитель часто не доходит, материал объясняет, обращаясь к ученикам первых парт, — сетует Анна Львова. — Вспомните школьное детство и быстро без раздумий ответьте на вопрос: кто сидит за первой партой? Ответ: отличник, учительский любимчик. Обычно педагогу начальной школы школьные психологи рекомендуют ротацию детей в классе. В первом классе это могут быть и еженедельные пересадки, затем более редкие, например, раз в четверть. Тогда каждый ребёнок посидит за каждой партой, и у учителя не возникает застывшей картинки класса.

Психологи предупреждают: при рассаживании детей нужно учитывать их темперамент. Типичная ошибка — сажать гиперактивного ребёнка за первую парту, перед учителем. Он становится развлечением для всего класса, а с годами — главным клоуном, если примет эту социальную роль. Гиперактивных детей лучше сажать буквой “Г”: это 2-й вариант третьего ряда и последние парты.

В последнее время всё больше и больше психологов выступают против ротации учащихся. Объясняется такая точка зрения тем, что в психологии есть понятия “ведущие ухо” (кто-то прикладывает трубку телефона к правому уху, а кто-то к левому), “ведущий глаз” (правый, левый). Представьте себе, как некомфортно слушать учительницу ребёнку с ведущим правым ухом, сидящему на третьем ряду. Таким образом, оптимальный вариант рассаживания детей в классе — позволить детям спонтанно, интуитивно рассаживаться на своих местах. Но результат при этом может оказаться не самым лучшим. Поэтому, чтобы выявить “ведущие ухо и глаз”, учитель может провести специальный тест.

— Конечно, в любом случае рассадить детей идеально не получится, — говорит психолог. — Где-то почти все учащиеся могут оказаться “правоухими”, где-то надо учесть детей, которым по здоровью положены первые парты. И пусть не все после рассадки вдруг сразу станут отличниками, но если ребята смогут легче усваивать материал, значит, работа была проведена не зря.

А что думают о том, где лучшие места в классе, сами дети? Размышления шестиклассника Никиты могут заставить взрослых задуматься: “Самое удобное место в классе — средний ряд третья парта. Всегда есть возможность попросить помощи: у сидящих впереди, сзади и с двух краёв. Самым некомфортным всегда считалось место на первой парте рядом с учительским столом, но поскольку сейчас почти у всех учителей нетбуки, и они сидят, уткнувшись в монитор, то и на первой парте теперь можно сидеть с комфортом. На последней парте теперь сидеть непрестижно, поскольку остальные одноклассники считают тебя в таком случае самым тупым в классе”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА