Новости
ОСАГО для самолёта
Перевозчиков заставят страховать ответственность перед пассажирами
Депутаты Госдумы на одном из ближайших заседаний рассмотрят во втором чтении законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Впервые документ парламентарии одобрили в 2010 году. За это время авторы инициативы внесли множество поправок в многострадальный проект.
Авторы документа убеждены, что введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами приведёт к увеличению объёма компенсаций за ущерб. Таким образом, даже минимальной страховой выплаты хватит для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение четырёх - десяти лет в случае его гибели или получения качественных медицинских услуг и услуг по реабилитации в случае частичного повреждения здоровья.
Согласно законопроекту, будет установлена единая для всех перевозчиков страховая сумма на каждого пассажира - 2,025 миллиона рублей на случай смерти; за причинение вреда здоровью - не менее двух миллионов; за причинение вреда имуществу - в размере не менее 23 тысяч. Закон об обязательном страховании гражданской ответственности распространяется на всех перевозчиков вне зависимости от типа транспортного средства, за исключением легковых такси и метро.
В последней редакции документа сроки вступления закона в силу были перенесены с 1 октября текущего года на 1 января 2013-го. Через девять месяцев после вступления в силу закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков должен быть сформирован фонд компенсационных выплат.
Не все страховщики разделяют оптимизм народных избранников. Конечно, документ отвечает задаче обеспечения гарантии минимальной компенсации для пассажира, а также независимости величины этой компенсации от вида транспорта. Но, как отмечает директор по авиационному страхованию одной из российских страховых компаний Илья Кабачник, законопроект не соответствует принципу защиты имущественных интересов перевозчика.
- Создаётся такое впечатление, что авторы документа выбрали некую схему и пытаются впихнуть в неё реальную жизнь, - комментирует ситуацию «Городским новостям» Илья Николаевич. - В погоне за созданием «универсального закона» законотворцы игнорируют жизненные факты. Во-первых, нужно признать, что различий между разными видами транспорта больше, чем сходства. И эти различия неминуемо приводят к противоречиям при попытке втиснуть все виды транспорта, которые имеют свои, отдельные, уставы и кодексы, в единую схему. Во-вторых, задача обеспечения компенсации за счёт страхования, ради которой предпринимают столько усилий авторы законопроекта, уже выполнена на воздушном транспорте. С 2008 года в Воздушном кодексе действуют положения, обеспечивающие пассажирам ровно тот объём страховой защиты, который пытаются обеспечить авторы законопроекта. Система введена в действие, она работает, причём на основе рыночных принципов, без создания громоздких и дорогостоящих объединений страховщиков, фондов и пулов.
Как отмечают эксперты, законодатель пытается скрестить действующие на воздушном транспорте нормы с конструкциями, использующимися в ОСАГО. «Автомобильное» происхождение законопроекта, по мнению специалистов, негативно скажется на рынке страхования. Кроме того, по словам Ильи Кабачник, система гарантирования компенсационных выплат позаимствована из вступившего в силу с января закона о страховании опасных производственных объектов. Но этой системе ещё предстоит доказать свою работоспособность, к тому же к ней уже есть много вопросов.
Транспортники говорят, что сегодня необходимо ввести обязательное страхование для дорожного транспорта. «И не нужно гнаться за универсальностью, - уверен Илья Николаевич. - Тогда всё встанет на свои места и будет нормально работать. Воздушный кодекс и Кодекс торгового мореплавания защищают пассажиров, поэтому воздушный и морской транспорт должны быть исключены из сферы регулирования нового законопроекта. Позже, когда система страхования на наземном транспорте будет введена в действие, отлажена и признана работоспособной, страховщики рисков морского и воздушного транспорта вполне могут присоединиться к созданным и работающим гарантийным фондам и другим структурам».
Структура перевозок пассажиров по видам транспорта*
33,2 % - железнодорожный
33 % - автомобильный
18,6 % - воздушный
14,5 % - речной
0,7 % - морской
* По данным Росстата