Новости

Больничное дело первого этажа

Больничное дело первого этажа

Аренда по новым правилам

«Здравствуйте! В последнее время администрация стала уделять большое внимание борьбе с киосками и ларьками. Я бы хотел узнать, будут ли ликвидировать киоски в медицинских учреждениях? Они хотя и портят внутренний вид и создают толчею на первых этажах, но всё-таки польза от них есть. К примеру, в той же больнице можно приобрести средства личной гигиены, а не бегать по магазинам, выходя на улицу. Иван Прокопенко, пенсионер».

В Красноярске, как и в целом по стране, больницы и поликлиники стали сдавать свои площади в аренду в конце 1990-х годов. В условиях жёсткого дефицита бюджетных средств эта мера была вынужденной. Впрочем тогда недостаток денег испытывала не только медицина, местные власти позволяли предприимчивым бизнесменам брать в аренду помещения в образовательных, культурных и спортивных учреждениях. Единственным условием заключения договора был профиль бизнеса: если предприниматель заходил в больницу, то должен был оказывать медицинские услуги, если же в школу, то образовательные.

Сегодня эта практика арендных взаимоотношений продолжает жить, поскольку она не противоречит законодательству и выгодна как горожанам, так и бизнесу. По прошествии нескольких лет на площадях школ и больниц созрело целое сообщество малого и среднего предпринимательства, и размер сдаваемых площадей составляет 20,4 тысячи квадратных метров. Но если в период становления рынка на тёплые места бизнесмены могли попасть по личной договорённости с главврачом или директором школы, то в новейшее время сфера арендных отношений стала более прозрачной.

- Буквально несколько недель назад появились очередные разъяснения закона, регулирующие передачу в аренду тех площадей муниципальных учреждений, которые временно свободны от уставной деятельности, - говорит начальник отдела аренды муниципального имущества департамента муниципального имущества и земельных отношений Наталья Богомолова. - Например, совсем недавно в школах, больницах или поликлиниках можно было арендовать имущество только через аукцион, а теперь появилось бесконкурсное прохождение.

Если раньше, арендовать теплые места в школах и больницах бизнесмены могли по личной договорённости с главврачом или директором, то теперь необходимо проходить процедуру конкурса.

Такой порядок применяется в отношении общественных некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих дополнительные образовательные и медицинские услуги. Деятельность последних предполагает обязательное лицензирование. По закону арендуемая площадь, предоставляемая без конкурса и аукциона, может составлять 10 процентов от общей площади помещения, но не более 20 квадратных метров.

- Администрация муниципального учреждения сама определяет, какие площади она высвобождает под аренду, - рассказывает Наталья Михайловна. - После того как предприниматель согласовал договор с директором учреждения, необходимо получить экспертное заключение в вышестоящей организации. Например, для школ это главное управление образования, для поликлиник - главное управление здравоохранения администрации города. Как только эксперты придут к выводу, что осуществляемая арендатором деятельность направлена на пользу учреждения, договор аренды направляется в департамент муниципального имущества и земельных отношений. Там документ рассматривается уже с точки зрения его соответствия законодательству, после чего департамент выдаёт разрешение на подписание договора аренды. К слову, деятельность арендатора должна быть профильной, то есть соответствовать направлению работы учреждения.

Что же касается аукциона, то для его проведения существует ещё целый ряд необходимых мероприятий: администрация учреждения сначала должна зарегистрироваться на федеральном сайте www.torgi.gov.ru, а затем послать собранные документы по почте в Москву, где оперативно рассмотрят заявку и активируют учётную запись. После этого необходимо создать комиссию по допуску к участию в торгах, проанализировать все поданные на него заявки и выставить на федеральный сайт протокол аукциона. Победитель электронных торгов и будет арендовать имущество. Хотя вся эта процедура и представляется довольно сложной, избежать её нельзя.

- Предприниматели часто недоумевают, почему договор аренды заключается всего на 11 месяцев, а не на более длительный срок, - рассказывает Наталья Богомолова. - Хочу напомнить, что мы говорим о площадях, временно свободных от уставной деятельности. Учреждение может включиться в какую-либо программу, и помещение станет ему необходимым. В случае, когда договор аренды долгосрочный, он проходит государственную регистрацию, и расторгнуть такой договор возможно лишь в судебном порядке.

Для муниципалитета, безусловно, важна целенаправленная кампания по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Департамент муниципального имущества и земельных отношений этому процессу всячески содействует, согласуя использование временно свободных площадей в образовательных, лечебных, спортивных и культурных учреждениях. Но всё же главный приоритет городской власти - интересы самих муниципальных учреждений. Они не должны быть местом коммерческой выгоды для опредеёенных категорий бизнеса, поскольку их первостепенная цель - оказание услуг населению.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА