Новости

Нежное и мощное

Нежное и мощное

На первый взгляд путь красноярского пианиста Потапова весьма традиционный, его прошли многие музыканты: музыкальная школа, училище, вуз. (Владимир Потапов закончил Уфимский государственный институт искусств, класс Тимура Рахимкулова.) Затем было постепенное освоение, завоевание Красноярска. Владимир Павлович стал преподавать с 1992 года на кафедре специального фортепиано в то время ещё института искусств, ныне Красноярской государственной академии музыки и театра, параллельно завершал курс ассистентуры — стажировки у заслуженного артиста РФ Стародубровского. С 2006 года Владимир Потапов стал деканом музыкального факультета академии музыки и театра, а затем доцентом. Кроме того, он солист краевой филармонии. В 2007 году Потапову присвоено звание заслуженного работника культуры РФ, а спустя год он стал лауреатом Всероссийского конкурса “Сибирские камерные ансамбли” (Красноярск).

Многие годы автор этих строк следит за творческой деятельностью этого талантливого, невероятно трудоспособного музыканта, что вызывает огромное уважение. Есть ещё одна удивительная черта характера Владимира Павловича: он сумел сохранить в своей душе память и благодарность к людям, очень много сделавшим в процессе становления его профессионализма: Тимуру Рахимкулову, Валерию Стародубровскому, Ивану Шпиллеру, Евгению Лозинскому, Михаилу Бенюмову.

Пианист никогда не останавливается на достигнутом, он всё время идёт вперёд. Свидетельство того — обширный исполнительский репертуар музыканта: два концерта Чайковского, Второй и Пятый Рахманинова, Второй Сен-Санса, Симфонические вариации Франка, сольные сочинения Баха, Бетховена, Листа, и список можно продолжать.

Не так много у нас музыкантов, которые не только обучают студентов, но и сами являются постоянными исполнителями, интерпретаторами сочинений. Двадцать лет концертной деятельности пианиста говорят уже о многом. Не могу припомнить хотя бы одно из выступлений Потапова на концертной эстраде, где бы он остался доволен результатом. Существует выражение, что нет пределов совершенству — да, нет, но как раз к этому совершенству и стремится Владимир Павлович, а этим “грешат” совсем не все музыканты. Выходит, что можно и необходимо двигаться постоянно к музыкальному Олимпу.

25 мая в музыкальной жизни Красноярска произошло важное событие: на сцене малого зала краевой филармонии исполнялись произведения польских композиторов — Шопена и Лютославского. В первом отделении концерта прозвучали два сочинения великого Шопена: Вариации на тему из оперы Моцарта “Дон Жуан” для фортепиано с оркестром ор.2; Andante spianato и Большой блестящий полонез для фортепиано с оркестром ор.22. Красноярский академический симфонический оркестр под управлением польского дирижёра Мацея Жултовского и Владимир Потапов представили публике два шедевра музыкального искусства.

Если концерт для оркестра Лютославского уже исполнялся нашим симфоническим оркестром, то названные творения Шопена, красноярцы услышали впервые. “Вариации на тему Моцарта” написаны 17-летним Шопеном, а спустя несколько лет он стал автором Полонеза и Andante spianato. Шопен был великим композитором и исполнителем, партия фортепиано в его сочинениях не так уж и проста, ей принадлежит ведущая роль, у оркестра, наоборот, весьма скромная. В интерпретации представленных сочинений проявлено редкостное единение всех музыкантов: прекрасный ансамбль, мастерство дирижёра, уверенность солиста. И оркестр, и солист воспринимались как единый музыкальный организм.

В исполнении Владимира Потапова слышалось и нежное, тихое пение, и необыкновенная мощь и виртуозность. А самое главное — слушатели погружались в совершенно иную музыкальную эпоху, но она не казалась очень далёкой, как будто Шопен написал эти сочинения в наши дни. И это заслуга в том числе и солиста с оркестром.

Творческое сотрудничество красноярских музыкантов с Польским домом и дирижёром Мацеем Жултовским, безусловно, очень полезное и нужное: прежде всего как основа новых художественных идей, в то же время это и взаимопроникновение двух культур — русской и польской.

После удачного выступления в Красноярске Владимир Павлович Потапов 4 июня играл с симфоническим оркестром под управлением талантливого дирижёра Александра Галсанова в Усть-Каменогорске, получив приглашение от Восточно-казахстанской областной филармонии. Надо отметить, что пианист даёт в год не менее 30 концертов — как сольных, так и с оркестром. Владимир Потапов, как солист, выступает с разными оркестрами, за дирижёрским пультом которых стояли такие выдающиеся и известные дирижёры, как народный артист РФ И. Шпиллер, П. Грибанов, Э. Уиллер, Э. Гульбис, С. Альварес, и другие.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА