Новости

Исчезающий вид

Исчезающий вид

Старые дома — душа города

Облик Красноярска не назовёшь застывшей маской. Напротив, сибирский город в чём-то похож на энергичного, только что проснувшегося кота, который старательно приводит себя в порядок. Правда, с точки зрения человека все эти изменения по неторопливости соперничают с дрейфом континентов. Но так или иначе городской пейзаж неумолимо меняется — постепенно вырастают глыбы новостроек и вытягиваются новые мосты, а простоявшие сотню лет на их месте домики остаются только в памяти жителей.

Николаевская слобода в большей своей части доживает последние месяцы. Если события вокруг строительства четвёртого моста через Енисей будут развиваться по намеченному сценарию, то через четыре года вместо крохотных домиков в окрестностях улицы Волочаевской лягут кренделя автомобильной развязки. Неподвижный покой улочек слободки сменится стремительным шумом автострады.

Галина Петровна Козлова — бывший почтальон. За 22 года она по служебной надобности исходила всю Николаевку вдоль и поперёк. Это её мир — с людьми, домами и садиками, с семейными историями жителей слободы. Но даже теперь, живя в другом районе города, находясь на заслуженном отдыхе и ухаживая за внучкой-инвалидом, Галина Петровна находит время, чтобы вырваться в родную слободку, вспомнить былое. Узнав, что строительство моста — дело решённое, поняла, что должна взять в руки фотоаппарат и запечатлеть уходящее.

— Разговоры о сносе домов в Николаевке ходили с середины прошлого века, — рассказывает Галина Козлова. — Тогда уверенность в скором исчезновении той слободки, которую мы видим и сейчас, была абсолютная. Ведь властями ещё в 60-х годах прошлого века было издано распоряжение о запрете каких-либо реконструкций, расширений и строительств новых домов в Николаевке. Вот и жили люди десятилетиями в ветшающих избушках, почти тайком подправляя то забор, то фундамент.

Теперь же, когда многие жители Николаевки получили на руки уведомление о переселении, сомнений у Галины Козловой в скором исчезновении слободы не осталось. Вооружившись фотокамерой, она ходит по знакомым улочкам. И снимает, снимает, снимает… Дома с историей, старинные купеческие особняки, элементы декора, остатки столетней брусчатки.

Кстати, камнями были вымощены многие улицы Николаевской слободы. Сохранись мостовые сейчас, этот район Красноярска выглядел бы совершенно иначе. Но годы, осадки и люди от этого исторического элемента не оставили практически ничего. Сохранился мощённым только небольшой кусочек улицы Луначарского между улицами Исторической и Куйбышева. К счастью, этому уголку Николаевки строительство моста не угрожает, и мостовая при бережном отношении имеет все шансы сохраниться. Галина Козлова рассказывает, что, когда она работала почтальоном, проходя по этой брусчатке, переживала за неё как за живое существо — беспокоилась о том, сколько времени она ещё здесь пролежит.

Следующий снимок приводит в замешательство. Запечатлённое на нём здание напоминает дозорную башню, каких со времён царицы Тамары стоит множество на Кавказе. Галина Петровна предлагает угадать, что это может быть. Сама она тоже не была уверена в предназначении строения. Думала даже, что это какое-то культовое сооружение. Сомнения развеял знакомый инженер. Оказывается, это не водонапорная башня и не архитектурный каприз какого-нибудь купца-золотопромышленника. Это знак эпохи появления в Красноярске электричества — трансформаторная будка. Именно так выглядели такие технические сооружения в начале прошлого века. Стоит памятник технической архитектуры на улице Гоголя, напротив дома № 35.

На следующем снимке — на первый взгляд обычный двухэтажный деревянный дом. Такие же дома встречаются до сих пор в центре Красноярска. Но этот можно назвать даже красавцем — поставлен крепко, фасад украшен наличниками. Окна со ставнями до сих пор находятся в отличном состоянии. Видимо, нынешние жильцы их регулярно подновляют и подкрашивают. Стоит этот бревенчатый сруб по адресу: улица Энгельса, 49 и имеет своё собственное имя — дом Вацлавских. После постройки в 1907 году он стал своего рода общественным центром округи. На первом этаже располагались булочная, мастерские портнихи и сапожника, на втором — небольшая школа.

Своим появлением дом обязан поляку Яну Антоновичу Вацлавскому, который был главой довольно большой семьи. Его жена Станислава Михайловна родила ему девять детей — трёх сыновей и шесть дочерей. При этом вся семья жила не в самом доме, а во флигеле рядом. Ян Антонович возвёл этот дом специально для оказания услуг населению. Портниха, сапожник и булочник, занимавшие первый этаж, работали на него. Между домом и флигелем под землёй был оборудован хороший погреб для хранения продуктов и сделан подземный переход — такой, чтобы хозяин мог проходить из своего жилища к работникам. В годы советской власти погреб и переход были разрушены — обширные подполья комиссары не приветствовали, ведь в них могла завестись какая-нибудь контра. Сам Ян Антонович скончался в 1934 году, по словам внучки, “от сердца”. Дом сохранился до наших дней, дав кров нынешним жильцам и став памятником своему создателю.

На другой фотографии внимание привлёк старинный домик с необычным ступенчатым фронтоном крыши. Галина Петровна поясняет, что это один из трёх одинаковых домов, которые стоят на улице Карла Маркса. В 30-х годах XX века они были выстроены силами железнодорожников. Служили эти строения в качестве гостиниц и мест отдыха для локомотивных бригад — здесь машинисты отсыпались после длительных перегонов. Сейчас это обычные жилые дома.

Отдельного упоминания достоин бывший дом купца Гадалова — знаменитого красноярского золотопромышленника. Особняк стоит на улице Советской, 35. Советская власть этот дом экспроприировала, и он использовался для различных общественных нужд. Здесь были школа, во время войны — госпиталь, а после был организован интернат для детей-инвалидов. В наше время здесь располагается одна из красноярских телекомпаний.

Галина Петровна Козлова, по её словам, душой болеет за судьбу Николаевки, за старый Красноярск. Женщина считает важным и необходимым сохранить хотя бы кусочек, несколько кварталов слободы. В пример она приводит опыт Иркутска. В 2008 году к 350-летию города было решено на базе 130-го квартала создать особую историческую зону. Согласно концепции проекта, люди, жившие в домах этого района, получили квартиры в новостройках либо смогли вернуться в восстановленные дома.

В квартале отреставрируют деревянные дома только по периметру района и те, что имеют историческую ценность. Также будут восстановлены шестнадцать утраченных зданий и восемь перенесут из других районов Иркутска, в них расположатся кузнечные и гончарные мастерские, сувенирные лавки, кафе, рестораны. В 2010 году проект реализации 130-го квартала победил в международном архитектурном фестивале “Зодчество”.

Галина Петровна предлагает и нам, красноярцам, поступить подобным образом. Ведь даже в самом застроенном городе из стекла и бетона должно быть место, в котором можно вдохнуть запах истории и побыть в тиши вековой слободки.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА