Новости

Игорь Медведев: «Даже закоренелые негодяи считают, что мы делаем благое дело»

Игорь Медведев: «Даже закоренелые негодяи считают, что мы делаем благое дело»

Уже год в Красноярске работает уникальное по российским меркам образовательное учреждение. В 2011 году Сибирский юридический институт перешёл в ведомство Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. До того момента наркополицейских страны обучали только на курсах повышения квалификации. А в этом году СибЮИ решил испытать новый вид деятельности.

Какие преобразования произошли в Сибирском юридическом институте в год его 50-летия, нам рассказал начальник института Игорь МЕДВЕДЕВ.

  • Институт существенно изменился после передачи его в ведение Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Теперь федеральная служба - заказчик нашей образовательной услуги, и это отразилось на программе обучения. Одно дело готовить сотрудников полиции общей юрисдикции, и совсем другое - наркополицеских. Нашим курсантам, которых мы в этом году впервые набрали со всей страны, даём хорошую подготовку в сфере профилактики употребления наркотиков, противодействия наркопреступности. То есть выпускники будут знать существующие наркотические средства и психотропные вещества, как их можно идентифицировать и по поведению человека сделать предварительный вывод, под воздействием каких наркотических средств он находится. Соответственно, знают и то, как правильно вести себя в этой ситуации: как оказать первую медицинскую помощь, реанимировать человека, находящегося в тяжёлом состоянии. Ведь все понимают, что наших выпускников ожидает не кабинетная работа и не всегда в белых перчатках.

- То есть Вы намерены готовить не просто оперативников, а и медиков, психологов, фармакологов?

  • Да, у нас очень мощный блок по наркологии и фармакологии, судебной медицине и психиатрии, курс общей психологии и оперативно-розыскной деятельности. Наши выпускники должны хорошо ориентироваться в этих вопросах. Конечно, с одной стороны, у нас нет конкурентов - мы единственный вуз в стране в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков. А с другой - это обязывает нас держать высокую планку подготовки.

- У Сибирского юридического института МВД России не было опыта обучения иностранных специалистов, а вы, насколько я знаю, планируете открыть курс для иностранцев?

  • Наша федеральная служба идёт по пути развития международного сотрудничества, её директор постоянно в разъездах по всему миру - доводит до глав антинаркотических ведомств политику нашей страны в противодействии незаконному обороту наркотиков. И учебным заведениям в этом отводится особая роль. В рамках совета Россия - НАТО уже несколько лет реализуется проект по обучению антинаркотических кадров Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии. С февраля 2013 года СибЮИ приступает к работе в рамках этого проекта. К нам начнут приезжать на обучение группы афганских, пакистанских и центральноазиатских полицейских, которым мы будем рассказывать о том, как в нашей стране идёт борьба с распространением наркотиков, о раскрытии этих преступлений. Акцент сделан на эти страны, потому что через них идёт мощный поток наркотиков. Кроме того, в этих государствах не хватает технических и финансовых средств для борьбы с наркопреступностью и, самое главное, мало хорошо подготовленных полицейских. И это большая проблема, потому что сейчас в Афганистане, Пакистане и Центральной Азии борьбой с наркотиками занимаются и военные, и полицейские, а обладателей специальных знаний нет. И Россия оказывает этим странам неоценимую помощь.

- Часто говорят: своих выучить не можем, а берёмся за чужих. Такое переключение преподавательского состава на иностранных учеников не отразится на образовательном процессе основного курса?

  • Это не значит, что мы забудем про своих курсантов. В институте создан факультет иностранных специалистов, который будет работать независимо от общего курса и юридического факультета. С другой стороны, обучение иностранцев - мощное подспорье для федеральной службы. Ведь мы не просто проводим занятия, а делимся опытом, и этот процесс взаимный. Преподаватели, которые будут привлекаться к работе на иностранном факультете, принесут новые знания и курсантам - расскажут, какие методы по борьбе с наркотиками применяют в тех или иных странах. Кроме того, стоит учитывать, что иностранцы будут приезжать к нам на повышение квалификации. Это действующие офицеры правоохранительных органов иностранных государств, для них разработан краткий курс продолжительностью от двух недель до одного месяца. Но в этом году мы набрали и 15 студентов из Таджикистана и Казахстана, которым даём полноценное высшее образование. Они будут учиться четыре года и выйдут бакалаврами по направлению подготовки «юриспруденция». Я надеюсь, что они вернутся в свои страны и пойдут работать в силовые структуры.

Кстати, международное сотрудничество не будет привязано к обучению только в стенах института. Наши преподаватели участвуют в выездных тренингах. Например, сейчас представители института организуют курсы в Никарагуа, я выезжал в Камбоджу и Лаос, проводил тренинги для наркополицейских.

- На каком языке Вы преподаете?

  • На русском. И я считаю: это правильно. Нужно уважать своё государство и свой язык.

- До сих пор в России не было вуза, который бы целенаправленно готовил наркополицейских, обходились курсами повышения квалификации. Можно предположить, что ситуация с распространением наркотиков стала настолько серьёзной, что для борьбы с ней потребовались специально обученные полицейские?

  • Цивилизация возникла с разделением труда. Ведь мы не требуем от окулиста, чтобы он был хорошим хирургом. Так почему полицейский должен обладать универсальными познаниями? У Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков была мечта создать собственный институт, и она сбылась 1 сентября 2011 года. Сейчас с нас особый спрос: мы уже не можем кадровые ошибки списать на то, что человек прошёл обучение всего три месяца (как на курсах повышения квалификации). Мы обучаем пять лет, поэтому должны выпустить продукт высокой пробы. У нас достаточно амбициозные планы, мы хотим стать одним из лучших правоохранительных вузов страны.

- И что для этого нужно сделать?

  • СибЮИ всегда отличался хорошим уровнем образования. А мы хотим сделать так, чтобы наши выпускники помимо теории обладали ещё и конкретными умениями и навыками, чтобы ему не говорили: «Забудь всё, чему тебя учили». Я уверен, наши выпускники через пять лет, придя в территориальные органы на службу, опытным офицерам скажут: «Всё, что вы делаете, - XIX век. Я вам расскажу, как нужно». В этом случае мы станем лучшим вузом.

- Вас радует первый набор курсантов? Говорят, отбор был очень жёсткий…

  • У нас подобрался очень хороший курс с установкой на профессию. Показательно, что никто из них не забрал документов. Во всех силовых вузах в течение первого месяца до пяти человек отчисляются, говорят: ошиблись. Я думал, и у нас будет такая же ситуация. Но никто не ушёл, значит, они хотят служить. А отбор был действительно жёсткий. На первом этапе выбирали в территориальных органах, и к нам приехали не все, кто хотел учиться. Прибыло 175 человек на 100 бюджетных мест. Все проходили медицинскую комиссию, профессиональный психологический отбор. Это был мощный барьер. Мы смотрели, готовы ли они нести службу с оружием. Например, отказали в поступлении золотой медалистке, потому что поняли: по своим психологическим качествам она не готова служить в наркополиции. К правоохранительным органам предъявляются особые требования. Люди хотят, чтобы там работали специалисты, которые могут их защитить.

- В обществе полиция имеет не очень положительный имидж. Готовы ли Ваши курсанты столкнуться с негативным общественным мнением?

  • Именно об этом мы начали с ними говорить ещё на абитуриентских сборах. Ведь для работы необходимо понимать, как к тебе будут относиться граждане на улице. Только в этом случае из курсанта получится настоящий офицер. В наших силах изменить отношение граждан к правоохранительным органам. У сотрудников наркополиции рейтинг в народе существенно выше, чем у других структур. Наверное, потому, что наркополиция приносит ощутимую, видимую пользу обществу. Даже самые закоренелые негодяи (с точки зрения Уголовного кодекса) считают, что мы делаем благое дело.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА