Новости
Окнам в школе не место
Дни для сложных уроков - вторник и среда
«Моя дочь учится в первом классе. Расписание составлено так, что после двух первых уроков у ребят идёт сорокаминутный перерыв, а потом ещё два предмета. Расскажите, пожалуйста, по каким правилам формируется расписание уроков, и для чего нужна такая пауза между ними? С уважением, Анна Александрова».
- Расписание уроков составляется в соответствии с санитарными правилами и нормами для общеобразовательных учреждений, утверждается директором школы в начале учебного года, - рассказывает Светлана Попова, заместитель начальника отдела общего и дополнительного образования главного управления образования администрации города. - В этом документе прописана максимальная величина недельной образовательной нагрузки для ученика каждого возраста. Например, в первом классе при пятидневной рабочей неделе, а у самых маленьких школьников может быть только пятидневка, она составляет 21 час.
Кроме того, образовательная нагрузка должна быть равномерно распределена в течение недели. У первоклашек не должно быть больше четырёх уроков в день, и только один раз в неделю допускается проведение пятого.
- С введением третьего обязательного урока физкультуры в неделю пришлось пересмотреть нормы и разрешить проведение дополнительного урока, - объясняет Светлана Викторовна. - Также на час увеличилась недельная нагрузка и в остальных классах. Действительно, для первых классов есть особое условие - у малышей должна быть динамическая пауза между уроками. Два предмета прошло - затем перерыв 40-45 минут, а потом ещё два урока. Пауза дана для небольшого отдыха, возможно прогулки. Иногда родители недоумевают: зачем этот перерыв, лучше бы скорее домой пошли. Но пауза необходима, чтобы ребёнок мог расслабиться. Ведь нагрузка школьника отличается от той, которая была в детском саду. Там он позанимался двадцать минут, а потом играет, а в школе приходится привыкать к более продолжительным по времени урокам. Чтобы не пошатнуть здоровье ребёнка, необходимы паузы для отдыха.
При составлении расписания также учитываются такие показатели, как дневная и недельная умственная работоспособность детей и шкала трудности предметов. Последняя величина рассчитывается по следующему принципу: каждый предмет имеет определённое количество баллов - чем больше их значение, тем он сложнее. Так, в ранге трудности лидирующее место занимает математика - у неё восемь баллов, на последнем месте - физическая культура - один балл.
Поэтому лучше всё-таки выбирать шестидневную неделю и равномерно распределять учебную нагрузку.
- Недельное расписание должно представлять собой кривую, - рассказывает Светлана Попова. - Понедельник - тяжёлый день, трудность предметов должна быть снижена, значит, в расписание ставятся те, которые имеют меньший балл. Вторник и среда считаются днями наибольшей умственной активности и работоспособности, здесь можно ставить предметы посложнее. К концу рабочей недели снова должно быть снижение кривой.
Ранг сложности должен учитываться и при дневном распределении уроков. Для первоклашек наиболее трудные предметы необходимо проводить на втором уроке, для учеников вторых, третьих и четвёртых классов - на втором и третьем, для остальных школьников - на втором, третьем и четвёртом уроках. Причём в правилах чётко прописано: не следует проводить более одной контрольной работы в день и ставить их нужно на второй - четвёртый урок.
Он включает предметы обязательной и вариативной части. Кроме того, в новых стандартах для достижения результатов обязательна внеурочная деятельность - до 10 часов в неделю. В случае организации обучения по пятидневной неделе проведение предметов вариативной части невозможно.
- Понятно, что иногда сказывается нехватка учителей и перекомплект школ, и тогда в расписании происходят некоторые сбои, - говорит Светлана Викторовна. - Например, в некоторых школах Советского района вместо 800 детей обучается по полторы тысячи, при таких условиях составить идеальное расписание сложно. Иногда возникают непредвиденные обстоятельства: учитель заболел или уволился. Тогда и появляются окна - перерывы в занятиях, на которые жалуются родители. Но они могут быть только как временное явление, в основном расписании, утверждённом в начале учебного года, никаких окон быть не должно.
Есть ещё один важный нюанс, который влияет на распределение нагрузки учеников, - пяти- или шестидневка в школе.
- Каждое учебное заведение вправе самостоятельно выбирать, как оно будет работать - пять или шесть дней, - объясняют специалисты. - Мнение родителей также учитывается. И здесь важно объяснить мамам и папам, что, если дней для занятий будет только пять, некоторые предметы придётся исключить. Дело в том, что новые федеральные образовательные стандарты определили количество часов в базисном учебном плане.