Новости

Дело о портянке

Дело о портянке

Мотаете? Тогда министр идём к вам

Как правило, всё армейские реформы начинаются с переодевания. Но есть в истории российских вооруженных сил один атрибут, который, несмотря ни на что, остаётся неподвластен ни времени, ни политической воле сверху. Портянка. Как много в этом слове для сердца русского слилось. Она является непременной частью обмундирования служивого люда России вот уже триста лет. Но новый министр обороны Сергей Шойгу на днях пообещал, что скоро из армии портянки уйдут.

«Хотел бы сделать поручение, чтобы мы к концу этого года забыли слово «портянки». Необходимо выделить дополнительные средства и полностью отказаться от этого понятия в Вооружённых силах. Определите новые потребности и решите эту задачу», - сказал Шойгу на селекторном совещания 14 января.

Точную дату рождения портянки никто назвать не может. Считается, что в своё время солдаты переняли их у крестьян, которые оборачивали тряпицей ноги, прежде чем надеть лапти. Вроде бы великий реформатор и охотник до всего западного Пётр I пытался переобуть служивых в чулки, но номер не прошёл: они мёрзли и разбивали ноги в кровь. Портянки вернулись, пережили революцию 1917 года, а потом развал СССР. Шло время, менялась власть и политические режимы, но по-прежнему русский солдат обматывает кусок ткани вокруг ноги.

Когда-то Европа тоже носила портянки, но на сегодняшний день иностранные вооружённые силы перешли на носки. Из бывших союзных республик отказалась от устаревшего обмундирования в середине 2000-х Украина. В новейшей истории России попытка избавиться от портянок была предпринята в 2007 году. Тогда сам Юдашкин разработал новую форму, и такому архаизму, как портянки, в облике обновлённой армии места вроде бы не находилось. Но не случилось. Форма оказалась плохой и некачественной, ботинок, как и носков, на всех солдат не хватило.

В Хабаровске, где очень высокая влажность и морозы доходят до минус пятидесяти, носить новую форму «от Юдашкина» просто невозможно.

Для тех, кто не знает, портянка - это кусок материи прямоугольной формы размером примерно 35 на 90 сантиметров. Портянки делятся на зимние и летние. Первые делают из так называемой подкладочной ткани, которую используют в подкладке верхней одежды и костюмов. Это практически 100-процентная шерсть небольшой плотности. Летние - из байки и хлопчатобумажной ткани. Для того чтобы портянки не натирали ноги, их изготавливают без швов.

Интересно, что в разговоре с теми, кому пришлось проходить службу в рядах вооружённых сил, ни один из наших респондентов не высказался против портянок: ни солдаты-срочники, ни офицеры.

Дмитрий Царёв вернулся из армии совсем недавно: в декабре прошлого года. Он проходил срочную службу на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Говорит, что в их части на носки, по большому счёту, отцами-командирами было наложено табу. Их только иногда разрешали надевать на пробежки или на занятия физкультурой. В остальном солдаты должны были пользоваться портянками. Летом надевали - в берцах, зимой - в кирзовых сапогах.

- В зависимости от сезона выдавали зимние и летние портянки, - рассказывает Дмитрий. - Когда холодно, их меняли раз в две недели, в тёплое время году забирали на стирку и обработку в централизованную прачечную раз в неделю. Взамен выдавали чистые. Если честно, я не представляю, как в армии можно обходиться без портянок. Носки по сравнению с ними, конечно, одежда более привычная. Но они быстро рвутся, их надо менять каждый день. Опять же носки - вещь индивидуальная, их невозможно отдавать в стирку вместе с другим бельём, потому что при обработке в дезинфекционной камере они расползутся. То есть солдат должен стирать их сам, но где - непонятно, в казарме ведь нет прачечной. Опять же удивительное дело, но портянки, которые ты проносил неделю, не пахнут так ужасно, как носки, которые надел только раз. Но дело не только в удобстве и запахе, грязные носки - разносчик заразы. Вообще одно из самых распространённых заболеваний в армии - это грибок ног. Если портянки заменят на носки, то мне кажется, что грибок станет настоящей солдатской «чумой».

Кроме этого, говорит Дмитрий, такую обувь, как сапоги и берцы, удобнее носить именно с портянками. В-первых, ноги не сотрешь и не обморозишь. А во-вторых, не всегда новобранцу достаётся обмундирование по размеру, чтобы обувь подходила идеально. А грамотно намотанный кусок ткани помогает сгладить эти огрехи, «подогнать» ногу под сапог. Что касается жалоб на то, что многие так и не могут овладеть наукой наматывания портянки, то молодой человек считает, что всё это чушь. По крайней мере, за всю службу он не видел ни одного человека, который не научился обращаться с портянкой.

- Нам уже выдавали форму нового образца, «от Юдашкина», - рассказывает Дмитрий Царёв. - Это какой-то ужас. Она как клеёнка, воздух не пропускает: зимой в ней холодно, летом невыносимо жарко. Может, конечно, где-нибудь в средней полосе России, например в Ярославле, где я был в «учебке», её носить и можно. Но в Хабаровске, где очень высокая влажность и морозы доходят до минус пятидесяти, это просто издевательство. Так что к экспериментам с формой я отношусь скептически.

Майор в отставке, прослужившей в рядах Вооружённых сил России двадцать шесть лет, Борис Тягачёв говорит, что портянка - вещь в армейском обиходе незаменимая, особенно в походно-полевых условиях:

- Если промокли ноги, портянку во время марш-броска всегда можно перемотать: мокрую часть убрать вверх, а сухой, которая была на щиколотке, обмотать стопу. Мокрые ноги - это стопроцентная гарантия, что ноги будут стёрты в кровь. А солдат со сбитыми ногами уже не боец, а раненый, балласт. Кроме того портянку моментально можно простирнуть в любом водоёме, и сохнет кусок ткани намного быстрее, чем носки.

Настороженно к новациям относится и депутат Законодательного собрания Красноярского края Юрий Швыткин.

- У меня нет однозначного ответа, нужно ли отменять портянки в армии, - говорит Юрий Швыткин. - С одной стороны, конечно, в наш постиндустриальный век портянки морально устарели. Как ни странно, мы применяем нанотехнологии, а удобной одежды для солдат придумать не можем. Я почти двадцать лет прослужил в армии и органах внутренних дел, и часто портянки выручали меня. И на данный момент альтернативы портянкам не вижу. До той поры, пока солдаты ходят в сапогах, портянки необходимы. Это, в первую очередь, вопрос гигиены и здоровья военнослужащих. Нашей армии приходится выполнять боевые задачи и при жаре плюс 40, и морозах минус 50 градусов, поэтому качество и практичность одежды и обуви очень важны в наших условиях. Надо понимать: если мы откажемся от портянок, нам придётся отказаться и от сапог. Но климат в России настолько разнообразен, что идеальные обувь и носки разработать для всей армии будет не так-то просто. Надо также учитывать, что это сопряжено с серьёзными финансовыми затратами. Следует просчитать, по плечу ли такие новации сегодня нашему государству в материальном плане.

Кто победит: портянка или новый министр обороны, сказать пока трудно. Но ясно одно: торопиться с тотальным изгнанием портянки из рядов вооруженных сил не стоит. Ведь это чревато снижением боеготовности Российской армии.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА