Новости

Последствия каждой затяжки

Последствия каждой затяжки

Как проникнуть в душу подростка

Курение старит вас на 19 лет. Такой ужасающий, в первую очередь для прекрасной половины человечества, факт наглядно показан в чёрно-белом английском клипе о вреде курения. В нём миловидная девушка, смачно затягиваясь сигаретой, стареет на глазах. Надо сказать, хотя и не веришь в такой разрушающий эффект одной затяжки, но ролик всё же впечатляет.

Социальная реклама стала приметой нашего времени. Но в отличие от коммерческой рекламы там не рассказывается о товарах и услугах, которые вы должны непременно купить, иначе вас всю жизнь будут преследовать перхоть и запоры… Цель такой рекламы - не финансовая выгода, а изменения отношения людей к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе - создание новых социальных ценностей. При помощи таких некоммерческих роликов борются с насилием, курением, наркотиками, абортами, пьяными за рулём и так далее. В такой рекламе также призывают к благотворительности, например оказать помощь больным детям, сиротам, старикам. Считается, что при помощи таких клипов можно изменить настрой общества, привлечь внимание к ежедневным, казалось бы, вошедшим в привычку проблемам, вскрыть язвы общества, заставить задуматься о «простых» вещах.

Для России социальная реклама - явление относительно молодое. Но дело это растёт и ширится с каждым годом. В том числе и в нашем регионе. Даже конкурсы социальной рекламы проводятся и в регионе, и в городе. Так, в конце прошлого года в краевом центре в рамках Гражданского форума прошло награждение победителей конкурса социальной рекламы «Альтернатива». Лауреаты получили по пятьдесят тысяч рублей на реализацию своих проектов.

Впрочем сказать, что социальная реклама совсем уж новое для нас явление, нельзя. По сути, это та же пропаганда, которой так была сильна советская власть. «В советское время внедрением в головы граждан идей и постулатов развитого социализма и будущего коммунизма занимались настоящие профессионалы, - говорит Илья Клеймиц, заслуженный работник культуры.

  • Был даже отдел пропаганды, который разрабатывал и внедрял идеологию в массы. Этим занимались системно и не от случая к случаю. Причём были задействованы все имеющиеся у государства ресурсы: литература, театры, кино, эстрада, газеты, телевидение, радио и даже самодеятельность. Были такие агитбригады, которые также боролись с пороками общества. Я уже не говорю о наглядной агитации, вроде надписей на крышах домов и так далее. Сколько десятков лет назад прозвучал лозунг «Превратим Сибирь в край высокой культуры!», а помнят его до сих пор. Но надо сказать, что он хорошо поддерживался делами, а не только был на словах. В культуру края в 1970-е годы вкладывались как никогда».

Сегодня социальная реклама, конечно, не обладает такой мощной базой художественных средств и последовательной политикой исполнения. Она сейчас пока больше похожа на разовые залпы в медиа-пространстве. Ведь так не бывает: сказал тебе популярный актёр по радио или ТВ: «Не пей водку! Козлом станешь» - и вся страна бросила употреблять алкогольные напитки, а заодно и курить бросила. «Социальная реклама должна стать государственной политикой, её надо грамотно строить, и заниматься ею нужно постоянно и планомерно, - считает психолог Андрей Зберовский. - Например, госдепартамент США доплачивает режиссёрам, снимающим фильмы про семьи, в которых два и более ребёнка, или про разругавшихся супругов, которые в конце картины вновь сходятся. Это началось в 1980-е годы, и на сегодняшний момент американцы более ответственно относятся к такому институту, как семья, и браки у них крепче, чем в России».

Наша же реклама сегодня использует в основном тот же набор средств, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и прочее. И снимают те же самые рекламисты, которые работают и над коммерческой рекламой. Но социальные ролики, как правило, совсем не гламурны и красивы, как про шампунь и йогруты. Наоборот, они часто бывают неприятными и даже жуткими. Как, например, клипы, вызвавшие негативную волну и протест в местном сообществе, которые были сняты по заказу администрации Красноярского края в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма в Красноярском крае на 2010-2012 годы» одной из местных студий. Пиво там сравнивается с мочой. В одном из роликов показаны младенцы-уроды, заспиртованные в банках, которые якобы родились у девушки-наркоманки. В другом - повешенный подросток. Глядя в камеру, он набрасывает верёвку себе на шею и прыгает со стула, а затем хрипит и болтается в петле. Наркотики затягивают так же крепко, как петля - главная мысль этого промоклипа. Директор компании, снявшей ролики, Сергей Безруких утверждает, что всё так и было задумано. Мол, что эта «шоковая терапия» рассчитана на подростков, которые должны как следуют испугаться и проникнуться отвращением к таким порокам, как наркомания и алкоголизм. По-другому, дескать, на подрастающее поколение никак не повлияешь.

Шокирующая антиреклама - это тоже сильный и действенный метод воздействия, уверен психолог Андрей Зберовский. «О подобных социальных роликах много спорят, - говорит он. - На мой взгляд, и такая социальная реклама может стать эффективной. Только считаю, что направлена она не на детей, а на родителей. Подростки в силу своего возраста не могут оценить реальной угрозы для себя, поэтому вся социальная реклама снимается для взрослых. Именно они, занятые своими делами, увидев подобный клип, должны остановиться и внимательно посмотреть на своего ребёнка, перестать пребывать в спокойствии и уверенности, что с ним такого точно не случится».

Есть мнение, что далёко не вся социальная реклама работает в нужном направлении. Некоторые считают, что показ в социальных роликах пороков только привлекает к ним внимание. Что, например, пьяная смешная белка, символизирующая белую горячку в ролике, созданном по заказу Минсоцразвития, может стать не антигероем, а весёлым поводом выпить. Психолог Зберовский не разделает этой точки зрения. Никакой клип, считает он, не может толкнуть нас на те или иные дурные поступки и действия. И узнаём мы о пьянстве, наркотиках не из социальной рекламы. И первую свою затяжку и глоток пива подросток делает не оттого, что насмотрелся антирекламы про курение, - курить он начинает потому, что хочет утвердиться в глазах приятелей, казаться взрослее. В конце концов, быть похожим на отца, который всю жизнь не выпускает сигарету из рук.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА