Новости

Нужны ли красноярцам уличные погреба?

Практически поголовной проблемой всех владельцев погребов в черте города стали грунтовые воды. С этим столкнулись все, с кем мы разговаривали. Кто-то смог решить это, насыпав на пол в погреб с полметра земли. А кого-то это вынудило отказаться от погреба — в итоге опасных ям становится всё больше.

Нужны ли красноярцам уличные погреба?

Мнения, насколько необходимы красноярцам уличные погреба, встречаются диаметрально противоположные. Это показало исследование вопроса журналистами “Городских новостей”. Всё началось со звонка в редакцию жительницы микрорайона Ветлужанка Валентины Ивановны. Наша читательница любит прогуливаться в окрестностях церкви Михаила Архангела и чуда его в Хонех, что на улице Елены Стасовой. Живописный вид на церковь совершенно портится множеством торчащих из земли крышек погребов, считает горожанка.

“Может быть, пора отказаться от этого наследия прошлого, которым многие уже не пользуются? — предлагает Валентина Ивановна. — Наверное, в современном городе такого уже не должно быть? Все эти погреба нельзя назвать красивыми, мне лично они напоминают какие-то надгробия”.

Вряд ли кто-то будет спорить с жительницей Ветлужанки по поводу эстетичности этих построек. Но ведь основной смысл существования этих хранилищ лежит в практической плоскости. Возможность держать рядом с домом запас картошки на зиму, соленья-варенья, изготовленные из собственноручно выращенного и экологически безопасного сырья, для многих красноярцев, как говорится, дороже золота.

В надежде встретить пользователей погребов и расспросить их, наш журналист выехал на улицу Елены Стасовой. Пройдясь между торчащих из земли горловин, довольно скоро обнаружил то тут то там обвалившиеся погреба. Выглядят они как осевший вглубь квадрат дёрна размером два на два метра. В углу — ржавый остов горловины, уходящий в тёмную и пугающую глубину. На дне ямы — мусор. Каждый осевший погреб гарантированно превращается в помойку. Такая картина повторяется во всех местах, которые мы ещё посетили в тот день: возле лицея № 8 на Крупской и в районе домов № 16 и 18 по улице Анатолия Гладкова.

— Своим погребом буду пользоваться, пока он не обвалится, восстанавливать не стану, — заявил нам Сергей, мужчина средних лет. — Фактически он мне не нужен. Сейчас я приехал достать семенную картошку, потому что меня попросила об этом мама. Для неё это всё важно, хотя практического смысла не имеет. Я достаточно зарабатываю и мог бы обеспечить свою семью и покупной картошкой.

На вопрос, встречает ли он кого-то ещё, кто пользуется соседними погребами, Сергей уверенно ответил, что постоянно используется не более трети. “Это чётко видно зимой, — пояснил мужчина. — Тропинки в снегу протоптаны к немногим погребам”.

Совсем другая ситуация обнаружилась на правобережье — на улице Гладкова. Анатолий Сергеевич, которого мы встретили у дома № 18, рассказал нам, что сам является владельцем погреба поблизости, и брошенных хранилищ припасов вокруг мало. Хотя и обвалившиеся есть. Предположение о том, что, может быть, погреб возле дома ему не так уж и нужен, Анатолий Сергеевич воспринял резко эмоционально: “А где я, по-вашему, буду хранить картошку?!”

Добавим любопытную деталь. Практически поголовной проблемой всех владельцев погребов в черте города стали грунтовые воды. С этим столкнулись все, с кем мы разговаривали. Кто-то смог решить это, насыпав на пол в подземелье с полметра земли. А кого-то это вынудило отказаться от подземелья — в итоге опасных ям становится всё больше.

В администрации города о проблеме знают и решением её занимаются. Но без перегибов.

— Многими погребами жители всё-таки используются до сих пор, — говорит Владислав Логинов, первый заместитель мэра Красноярска. — Но среди них есть и заброшенные, помощи в выявлении которых мы просим у председателей советов многоквартирных домов, ТСЖ и управляющих компаний. Потому что они действительно опасны, особенно для детей. Все обращения председателей советов домов с просьбой помочь засыпать обвалившийся погреб будут получать наш безусловный отклик.

Нюанс

По информации Росреестра по Красноярскому краю, на кадастровом учёте на территории Красноярска состоит 220 погребов. Однако все эти объекты расположены на частных подворьях, на землях с разрешённым использованием — личное подсобное хозяйство (ЛПХ). Погреба, расположенные возле многоквартирных домов, на кадастровый учёт не ставились.

От автора:

— В некоторых крупных городах потребность горожан хранить припасы на зиму в шаговой доступности от своего жилья решена другими путями. Например, в некоторых микрорайонах Новосибирска во дворах можно встретить так называемые коммунальные погреба. Это строения, похожие на подземные парковки, но только с боксами для хранения овощей вместо машино-мест. Коллективное пользование позволяет содержать такие строения, не допуская их разрушения. Если у многих красноярцев есть реальная потребность складывать урожай со своих дач где-то рядом с домом, то этот вариант помог бы избежать многих негативных последствий.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА