Новости
Красноярцы о мюзикле Кима Брейтбурга «Казанова»: «Он похож на детский утренник»
Для любителей шансона 90-х
Мюзикл на русской сцене - явление довольно своеобразное. Если вы, насмотревшись по видео лучших образцов этого роскошного жанра, думаете, что увидите нечто подобное на сцене Красноярского музыкального театра, не обольщайтесь. Новый спектакль театра «Казанова», поставленный столичным шоуменом, продюсером и композитором Кимом Брейтбургом, никакого отношения к бродвейскому шоу не имеет, если только совсем отдалённое.
На первый взгляд, музыкальные фантазии на тему похождений великого ловеласа и авантюриста напоминают спектакль в стиле мюзикл: яркие декорации, роскошные для провинциального театра костюмы, там весело поют и танцуют… Но вся феерия на сцене скорей напоминает не мюзикл, а детский утренник, причём не самого высокого качества.
Начнём с сюжета. Несмотря на то, что московские авторы Евгений Муравьёв и Ким Брейтбург обещали головокружительный историю на тему любви и криминала, ничего этого не было и в помине. Либретто здесь примитивное без подводных камней и течений, нет и «ружья», которое по законам театра рано или поздно должно выстрелить. История такова. Казанова влюбился в девушку Терезу из богатой французской семьи, она в него тоже. Злые люди, бандиты, хотят помешать этому союзу, строят козни, оговаривают ловеласа. Девушка бросается в бега, Казанова вслед за ней. В конце концов они встречаются, ложь открывается, они мирятся и женятся. Попутно Тереза находит свою старшую сестру, с которой её разлучили. Естественно, все пляшут и поют. В общем, почти Болливуд, только без индийского колорита и трагизма. Скорей, всё это напоминает некий микс из эстрадных песенок в стиле девяностых. На глазах у удивлённой публики артисты красноярской оперетты «превращаются» в персонажей российской эстрады прошлого века: Машу Распутину, Ирину Аллегрову, Валерия Леонтьев и так далее. В общем, то ли это пародия, то шоу из серии «Мумии возвращаются».
Тексты песен весьма незатейливы, шутки примитивны и всё больше ниже пояса (тут попахивает «Аншлагом»). Были тут и красные труселя. Как же в наши дни без КВНа!? Правда, бельё было кружевное и одето на развратниц-монашек, но ассоциация с «Нашей Рашей», который запустили «труселя» в народный лексикон, всё равно прослеживалась.
Понять, где и когда происходит действие, тоже весьма проблематично. Вроде бы перед нами актёры пытались разыграть сцены (хотя речь об исторической достоверности здесь не идёт) из европейской жизни 18 века, но некоторые реплики окончательно разбивали эту иллюзию в пух и прах. Чего только стоит фраза «У меня от вашего музона реальная депрессуха». Так выражается одна из главных героинь, бандитка Мамаша Пике, которая в исполнении заслуженной артистки России Галины Кички была похожа на атаманшу из детского мюзикла советских времен «Бременские музыканты».
Но сомнительное содержание спектакля - это только одна сторона медали. Есть ещё и вторая - как идея претворена на сцене. Понятно, что для мюзикла драматический рисунок роли, психологизм - дело второстепенное, но, если бы это увидел Станиславский, он бы плакал. Все персонажи - абсолютно картонные. Теперь помножьте это на примитивность диалогов… В общем, такое даже не всегда на новогоднем утреннике увидишь 1 января.
К вокальной части тоже есть вопросы. Отчего-то почти все исполнительницы женских ролей пели злыми, хриплыми голосами аля Маша Распутина, как будто накануне объелись мороженого. Но профессиональную подготовку актёрам музыкального театра трудно спрятать - всё-таки люди пели много лет в классических опереттах. И как выяснилось, что соединить эстрадное пение в микрофон и оперный вокал не так-то просто: сквозь сиплое пение прорывались оперные голоса. Нет, конечно, забавно и необычно, но ухо режет. Органичней всего, наверное, на сцене смотрелась Марина Вишневская, которая играла главную героиню Терезу. Правда, надо заметить, что девушка пришла в театр не из музыкального училища или вуза, а буквально с «улицы». В театр она попала, пройдя народный кастинг, где отбирали исполнителей для «Голубой камеи». У девушки неплохие вокальные данные для эстрады и нет многолетнего актёрского опыта в оперетточных постановках , так что ей не пришлось «усмирять» свой голос.
По большому счёту, «Казанова» напоминает сценическую версию новогодних телемюзиклов, где звезды шоу-бизнеса представляют старые сюжета на новый лад, то про Золушку, то про снежную королеву, то про Фигаро. В этом году Андрей Данилко и компания, например, представили новую версию про Красную шапочку. Только в отличие от телевизионных фильмов, в красноярском варианте про Казанову задействованы звёзды местного масштаба. Казалось бы, почему не быть подобному проекту в нашем городе - ведь шоу-бизнес у нас представлен только заезжими исполнителями, а любителей эстрадного жанра более, чем достаточно. Но только «Казанова» очень уж напоминает второсортный материал, который не сгодился для столицы. А посему авторы решили собрать залежавшихся песенный товар, скрепить «хиты» нехитрым сюжетом и поставить в далёкой Сибири.