Новости
Зачем ребенку нужен отец
Волонтёры-мужчины занимаются с детьми из приюта
“Я нарисовала солнце, цветы и небо, потому что очень хочу погулять с вами на природе”. “Я никогда не был на Столбах, давайте сходим туда вместе”. “Мечтаю победить на музыкальном конкурсе, записать песню со своей группой, дорисовать Марию Магдалину”. “Скажите, а когда вы к нам ещё придёте?”…
Ребята из социального приюта для детей “Надежда” написали и нарисовали свои мечты по просьбе волонтёров — студентов красноярских вузов. Дружба молодых людей и воспитанников приюта продолжается не один год. Всё началось с проекта, который предложила реализовать социальный педагог приюта Анастасия Краева. Примечательно, что главными героями проекта стали мужчины. Именно они приходят в гости к ребятам.
— К сожалению, значительная часть российских семей относится к категории неполных, воспитанием детей преимущественно занимаются матери, — говорит руководитель муниципального социального приюта для детей “Надежда” Марина Шалаева. — В детском саду воспитателями работают женщины, в школах, вузах, техникумах также преимущественно представительницы прекрасной половины. В итоге дети испытывают дефицит общения с мужчинами. Особенно остро он чувствуется у ребят нашего учреждения.
Результаты исследования, проведённого в 2009 году, показали,__ __что в 57 процентах случаев в воспитании ребят, попавших в “Надежду”, мужчины вообще не принимают участия. У 27 процентов детей отцы есть, но они самоустраняются от воспитания, поскольку либо слишком заняты на работе, либо ведут асоциальный образ жизни. В 16 процентах семей в воспитательном процессе участвовали не родные отцы, а другие мужчины — дедушки, братья, дяди, сожители матерей.
“Дети, которые росли только с матерями, имеют нарушения в представлении образа мужчины, об этом говорят итоги диагностик, которые мы проводим, — отмечает Анастасия Краева. — Значит, нужно помочь ребёнку в формировании положительного образа. Папы нужны всем.
Для мальчика отец — образец мужественности, храбрости, решительности. Папино воспитание даёт девочке бесценный опыт доверительных отношений с мужчиной”.
— Анастасия разработала пилотный проект “Я — мужчина”, представила его на конкурсе и стала лучшим социальным педагогом 2009 года, — рассказывает руководитель “Надежды”. — Он стал основой для долгосрочного проекта учреждения.
Педагог пригласила в приют ребят — студентов ближайших учебных заведений: физкультурного техникума, торгово-экономического института, технологического университета.
— Некоторые, конечно, побоялись работать с детьми, но те, кто пришёл, стали нашими друзьями на долгое время, — говорит Марина Шалаева. — Ребята организуют для детей утренники, ходят с ними в кино, на спортивные, культурные мероприятия, которые проходят в нашем городе. Например, уже не один год мы вместе участвуем в конкурсе снеговиков. Волонтёры просто приходят в гости — поиграть, поговорить с детьми. Вы не представляете, как ребятишки их ждут. Иногда студенты забегают на минутку — что-нибудь занести, а дети тут как тут: вы останетесь, поиграете с нами?
Марина Борисовна вспоминает: один из молодых людей, приходящих к ребятам, после общения с детьми даже поменял будущую профессию. Он учился в технологическом университете, а потом ушёл из него в педагогический вуз. Решил, что воспитание и обучение детей — его призвание.
Андрей Зубец — будущий политолог. В “Надежду” он приходит уже больше года.
— С ребятами мы и в “Роев ручей” ездили, и в кино ходили, и просто в приюте общались: проводили здесь спортивные эстафеты, играли в “Крокодила”, — рассказывает он. — Сейчас вместе разрабатываем план на будущее, попросили детей написать и нарисовать свои пожелания. Конечно, осуществить все мечты, к сожалению, не получится, но то, что в наших силах, мы выполним.
…“Я бы хотела увидеть радугу”, “Не могу нарисовать скалы, потому что не знаю, как они выглядят”, “Хочу нянчить маленьких детей, у меня есть племянник, он совсем маленький, только родился, я гостила у него только три дня, мечтаю, чтобы меня взяли к нему жить…”.
— Понимаю, что дети нам верят, и если что-то им пообещали, надо выполнять, — говорит Андрей. — Работая с детьми, я в полной мере стал осознавать, что такое ответственность за кого-то. Было очень страшно прийти к ребятам в первый раз. Не знал, как они отреагируют, ведь у меня не было опыта общения с детьми, в семье я самый младший. Но ребята приняли меня замечательно. Дети чувствуют, как ты относишься к ним, и отвечают взаимностью. Мы подружились, теперь они даже советуются со мной по разным поводам. Например, мальчики стесняются подойти к воспитательницам и спросить, как себя вести, если нравится какая-нибудь девочка. А мне такие вопросы задают. Считаю, самое главное, что я должен сделать, это чем-то заинтересовать ребят, чтобы у них в жизни появился вектор для развития, роста. Мне повезло: у меня замечательные родители, которые помогли выбрать правильный путь, найти себя в этой жизни. Теперь я пытаюсь хоть немного заменить отца этим детям.
В этом году Андрей получает диплом и уходит в армию. “Ненадолго придётся прервать наши встречи, — говорит он. — Но я привёл своих друзей, они тоже готовы работать с ребятами”.
Алексей Асипенко пришёл в приют первый раз.
— Я учусь в торгово-экономическом институте и подрабатываю в детском развлекательном центре, — рассказывает он. — У нас появилась идея сводить ребят из приюта ко мне на работу, надеюсь, руководство центра не будет возражать и этот план осуществится. А вообще, я под впечатлением от встречи, готов приходить и просто общаться с ребятами в центре, вижу, как они рады нам.
Руководитель “Надежды” отмечает: когда начинали проект, даже не думали, что он примет такой масштаб. К рядам волонтёров присоединяются не только студенты. Юрист одной из крупнейших компаний города Антон Рыбец впервые узнал о “Надежде”, когда его предприятие решило оказать ребятам благотворительную помощь. А потом сам стал приходить в гости к детям.
— Нам подарили огромный, красивейший аквариум с рыбами, но ухаживать за ним было некогда, постепенно он стал превращаться в болото, — рассказывает Марина Борисовна. — Антон увидел, что мы не знаем, как почистить аквариум, и в один из выходных дней приехал к нам на помощь. Вместе с ребятами пересадил всех рыб, вычистил аквариум, поменял воду. Для детей это стало целым приключением, их эмоций и впечатлений не передать.
Антон старается приезжать в приют не реже одного раза в месяц.
— Однажды попал на занятие по лепке — ребята с преподавателем лепили разные вещи из специального теста, — рассказывает он. — Присоединился к ним, сам получил огромное удовольствие от такого времяпрепровождения. Своих детей у меня пока нет, но я очень люблю заниматься с ребятами. Вообще, стараюсь делать добрые дела. А каждый человек становится добрее и светлее, когда помогает другим. Когда я выхожу из приюта после встреч с его воспитанниками, чувствую необычайный эмоциональный подъём.
Анастасия Краева отмечает: ребята говорят, что после общения с волонтёрами чувствуют себя гораздо увереннее. “У них изменяется отношение к ответственности, дети спокойнее относятся к разным поручениям, будь то задания по хозяйству или учёбе, — рассказывает она. — Учителя отмечают, что дети чаще и спокойнее выходят к доске, больше участвуют во внеклассных мероприятиях. Уверена, что необходимо привлекать мужчин к воспитательному процессу в государственных учреждениях”.