Новости
Дети без тормозов
Стихийное бедствие в масштабах квартиры
Дошколёнок настолько активен, что домашние от него падают без сил. Он ни минуты не может посидеть спокойно, всё время в движении и, что самое печальное - не управляем. А впереди - школа! Как он сможет усидеть за партой хотя бы полчаса? Он же не может дослушать ни одной сказки? И невозможно ни уговорить, ни заставить его что-то сделать до конца. Читающий эти строки наверняка вспомнит такого ребёнка. Хорошо, если «террорист» живёт у знакомых, а если в своей семье? О проблемах гиперактивных детей рассказывает доктор медицинских наук, профессор Красноярского педагогического университета имени В. П. Астафьева Сергей ШИЛОВ.
Врачи-нейрофизиологи считают, что большинство «маленьких домашних террористов» - это не просто сорвиголовы, а дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Это - неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Встречается СДВГ у 5-10 процентов детей в возрасте 4-10 лет. Мальчики в 3-5 раз болеют чаще. Наши выборочные исследования показали, что в Красноярском крае этим недугом страдают около 15 процентов детей.
В основе этого заболевания лежат функциональные нарушения центральной нервной системы: недоразвитие или поражение фронтальной коры головного мозга, которая отвечает за концентрацию внимания и программу поведения. У детей функции ЦНС начинают включаться постепенно и последовательно. При СДВГ происходит сбой - функция формирования внимания вовремя не начинает работать.
Основными причинами СДВГ являются:
- генетическая предрасположенность, часто этот недуг носит семейный характер;
- СДВГ - полигенное расстройство, то есть деятельность многих генов приводит к нарушению метаболизма нейрогормона дофамина - именно его считают гормоном целеустремлённости и концентрации;
- нарушение кровоснабжения мозга плода на ранних этапах развития - следствия заболеваний матери во время беременности, алкоголизм, наркомания у матери.
Патологически повышенная двигательная активность - один из ярких (но не главных) признаков заболевания: ребёнок постоянно двигается, совершает много лишних суетливых движений, вечно на что-то натыкается, запинается, падает на ровном месте. Действия ребёнка бесцельны, импульсивны, бесконтрольны.
Первые признаки СДВГ могут появиться до трёх лет: беспокойный прерывистый сон, раздражение на яркий свет и шум. В 3-4 года гиперактивные дети не способны дослушать сказку до конца, сосредоточиться на любой игре, требующей внимания. В 5-7 лет начинаются сложности с обучением: таких детей трудно научить читать и писать, потому что резко нарушено внимание. Ребёнок не может сосредоточиться на чём-то одном и делает первое, что ему придёт в голову. Часто они надолго прилипают к телевизору, но уже через пять минут не могут вспомнить, что смотрели.
Дети с таким расстройством неуправляемы, любыми средствами пытаются добиться желаемого: любое противостояние - бьётся в истерике головой об пол. С малышом не могут совладать ни родители, ни бабушка с дедушкой. И результатом этого является отсутствие взаимопонимания в семье. Попадая в детский коллектив, такие дети с трудом адаптируются, часто отстаивают свои интересы с помощью кулаков.
Считается, что гиперактивные дети очень быстро развиваются, обгоняя своих сверстников. Это ошибочное мнение. Гиперактивность всегда сопровождается нарушением внимания, а это затрудняет любую деятельность ребёнка.
В дальнейшем начинаются проблемы с обучением в школе. Порой, несмотря на высокий уровень интеллекта, таким детям бывает очень трудно получить даже среднее образование. Из-за неадекватного поведения, вспыльчивости, агрессивности они очень непросто находят общий язык с другими людьми - и с взрослыми, и со сверстниками. Именно их называют «трудными подростками» или «детьми без тормозов». Уже в подростковом возрасте вероятность скатиться на самое дно у таких детей резко повышена: вероятность стать алкоголиком или наркоманом в 8-10 раз выше, чем у обычных детей.
По данным зарубежных специалистов, распространённость такой мозговой дисфункции среди детей младшего школьного возраста составляет от пяти до 15 процентов. На Западе, где проблему этой мозговой дисфункции решают и изучают уже много лет, имеется богатый статистический материал. По данным исследователей США, более 80 процентов нынешних обитателей американских тюрем страдают СДВГ. Люди с нарушенным вниманием в семь раз чаще попадают в автомобильные катастрофы, в три раза чаще ломают себе руки и ноги и попадают в различные неприятные ситуации. Поэтому за рубежом уже давно пытаются лечить «нарушение внимания». Во многих странах приняты специальные национальные программы.
Российский опыт показывает, что у нас детей с СДВГ ещё больше, около 15-20 процентов. Проблема межотраслевая, а у нас, как мы знаем, часто «у семи нянек дитя без глазу». Комплексная помощь таким детям у нас в стране, к сожалению, не оказывается. Почему?
Настало время развеять мифы о СДВГ
Миф № 1: СДВГ не является «настоящим» заболеванием в традиционно медицинском смысле этого слова и связано с издержками взросления организма ребёнка.
Медицинский характер проблем при СДВГ признан всеми международными медицинскими организациями и экспертами!!!
Миф № 2: СДВГ есть следствие неправильного воспитания ребёнка или проявление его сложного характера. Проистекает из неправильного вывода о том, что воспитание, семейная психотерапия и разработка системы правил позволяет в достаточном числе случаев добиться определённой нормализации поведения ребенка с СДВГ.
Давно опровергнут научными исследованиями: достаточно данных, касающихся генетических механизмов возникновения синдрома. Доказаны структурные нарушения в различных отделах головного мозга при этом синдроме. Причём здесь воспитание?
Миф № 3: СДВГ наблюдается только у детей, с возрастом вся симптоматика гиперактивности и дефицита внимания благополучно проходит.
От 30 и до 70 процентов детей с СДВГ сохраняют симптоматику СДВГ по мере взросления вплоть до пожилого возраста. Описано много случаев, когда у взрослых впервые был диагностирован синдром СДВГ лишь после того, как СДВГ был установлен у их ребёнка. С возрастом может сглаживаться гиперактивность. Однако отвлекаемость и трудности с концентрацией внимания сохраняются и у взрослых, и у пожилых.
Миф № 4: СДВГ - это прежде всего и в основном гиперактивность. И если с взрослением гиперактивность проходит, то и проблема СДВГ снимается.
Все симптомы СДВГ разделяют на три большие группы - дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. У каждого ребёнка с СДВГ симптоматическая картина представляет собой сочетание либо всех, либо большинства из этих факторов, чаще всего с преобладанием одного из них!!!
Миф № 5: лекарственная терапия психотропными препаратами может полностью избавить от СДВГ.
Лекарственная терапия психостимуляторами или другими психотропными препаратами является симптоматической терапией. Причём лечебное действие препаратов в отношении симптомов СДВГ проявляется только при постоянном его присутствии в крови и в определённой концентрации. Прекращение приёма препаратов ведёт к постепенному возвращению всех признаков!
У большой части детей с СДВГ наблюдаются сопутствующие неврологические и психические расстройства. Они обусловлены общими механизмами развития с СДВГ.
Примеры наиболее частых таких состояний:
Синдром Жиль де ля Туретта. Люди с этим синдромом страдают различными нервными тиками и повторяющимися действиями, включающими мигание, тики лица или гримасничанье. Другие могут многократно покашливать, фыркать, сопеть или выкрикивать бранные слова. У многих детей синдром связан с СДВГ. Для лечения обоих заболеваний необходимы одни и те же лекарственные препараты.
Оппозиционное вызывающее расстройство. До половины всех детей с СДВГ - в основном мальчики - страдают таким расстройством. Такие дети обычно дерзки, упрямы, несговорчивы, для них характерны вспышки гнева или агрессии. Они спорят со взрослыми и отказываются слушаться.
Кондуктивное расстройство. Это более серьёзное антисоциальное поведение в сравнении с более мягкой формой в виде оппозиционного поведения. Такие дети часто лгут или воруют, дерутся с другими или задирают их, у них чаще возникают проблемы в школе или с полицией. Они нарушают права других людей, проявляют агрессию к другим людям или животным, разрушают частную собственность, вламываются в дома людей, совершают кражи, носят или используют оружие или занимаются вандализмом.
Тревожность и депрессия. Часто сопутствует у детей с СДВГ. Достаточно чётко проявляется следующая закономерность - если тревожность или депрессия диагностированы и их начали лечить, ребёнок может лучше контролировать проблемы, связанные с СДВГ. И наоборот, эффективное лечение СДВГ может оказывать положительный эффект и на тревожность и депрессию.
***
Напомним, что синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) - это неврологическое, поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Учёными доказано, что в основе этих расстройств лежат дисфункции головного мозга.
СДВГ диагностируют при условии, что изменения поведения начались у ребёнка до семи лет; обнаруживались, по меньшей мере, в двух сферах деятельности из четырёх: дома, в школе, в труде, в играх. Начинается диагностика со сбора данных о поведении ребёнка. Родителям предлагают ответить на ряд вопросов. В том числе выясняют, как давно начались изменения в поведении, есть у кого-нибудь из родственников.
СДВГ включает в себя три ключевых признака: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Часто бывает, что один из признаков преобладает над остальными. Рассмотрим каждый из них.
Невнимательность. Такие дети обычно с трудом сохраняют внимание при выполнении заданий или во время игр, они часто неспособны удерживать внимание на деталях, из-за небрежности допускают ошибки в школьных заданиях. Ребята оказываются не в состоянии организовать самостоятельное выполнение заданий, придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы. Следует помнить, что это не связано с негативным поведением или неспособностью понять задание. Ребёнок будет стараться избегать нелюбимой работы, которая требует длительного сохранения умственного напряжения, например, школьных заданий. Он легко отвлекается на посторонние стимулы. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь, не может повторить только что услышанное. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий, например, школьные принадлежности, книги.
Гиперактивность. Ребёнок постоянно проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, ведёт себя так, как будто к нему прикрепили мотор, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Часто бывает болтливым.
Импульсивность. Это недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Такие дети с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях, реагируют на неё быстро, не дожидаясь нужных указаний и инструкций, а также неадекватно оценивают требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. На вопросы отвечают, не задумываясь, не выслушав их до конца. Часто мешают другим, пристают к окружающим, например, вмешиваются в беседы. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные последствия своих поступков. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами.
Для постановки предварительного диагноза в отношении СДВГ необходимо наличие минимум в течение полугода шести или более из перечисленных признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
Для уточнения диагноза проводятся психофизиологические тесты и электроэнцефалографическая (ЭЭГ) диагностика. При проведении специальной ЭЭГ-диагностики оцениваются параметры биоэлектрической активности мозга. Ребятишки этой процедуры, как правило, не боятся, наоборот, рассказывают родителям, что «его обследовали, как космонавта». Ещё больший интерес у ребёнка вызывают психофизиологические тесты. Они используются в основном для оценки функции активного внимания и импульсивности, а проводятся в игровой форме.
Большинство мам, прочитав этот материал и определив по описанным признакам СДВГ у своего ребёнка, предпочтёт руководствоваться принципом «время всё лечит», надеясь на то, что повзрослев, их чадо избавится от этого недуга. Это миф. У 70 процентов людей до пожилого возраста сохраняются признаки СДВГ. И, главное, если не заниматься с ребёнком, в подростковом возрасте именно такие дети выпадают из социальной среды своих сверстников: они в списках «хулиганов» и «двоечников». Поэтому надеяться, что «само рассосётся», не стоит. Большинству детей с СДВГ можно помочь. Они нуждаются в грамотной и своевременной коррекции имеющихся нарушений под наблюдением детских неврологов и психиатров. И наиболее эффективно делать это в возрасте шести - девяти лет.
На западе много лет основной упор при лечении синдрома делался на фармакологические методы. Дети с СДВГ согласно национальным программам получали психостимуляторы. Фармакотерапия даёт положительный эффект, но он исчезает с отменой препарата. Кроме того, психостимуляторы, широко применяемые за рубежом, в России часто запрещены. Поэтому в последние годы большинство специалистов выступают за комплексный подход в лечении СДВГ с использованием наиболее физиологичных технологий на основе принципа биологической обратной связи. Такая нейротерапия заключается в том, что маленький пациент учится сам «активизировать» определённые области коры собственного головного мозга. Ребёнка соединяют специальными датчиками с компьютером. На монитор компьютера в виде «столбика» выводят данные о работе областей мозга, отвечающих за концентрацию внимания и обучения. Следя за картинкой, ребёнок учится находить такое состояние, при котором включаются в работу нужные мозговые участки. От ребёнка потребуются определённые усилия, чтобы научиться этому. Зато научившись управлять «столбиком», он поможет своему мозгу работать правильно.
Эффективность нейротерапии в комплексе с соответствующим психолого-педагогическим сопровождением в течение шести месяцев достигает 85 процентов. При этом основные симптомы СДВГ исчезают, а параметры биоэлектрической активности мозга существенно приближаются к норме. При проведении повторного цикла коррекции в течение года эффективность достигает 95 процентов.
Все эти методы диагностики и коррекции используют красноярские учёные в клинике современных коррекционных и развивающих технологий, организованной при педагогическом университете. Лаборатория клиники обладает базой данных, позволяющей количественно оценивать параметры биоэлектрической активности мозга, и квалифицированными специалистами-электрофизиологами, способными выявлять мозговые дисфункции у детей. Психологи, врачи-физиологи, психотерапевты и дефектологи, работающие в клинике, владеют современными технологиями нейротерапии, дающими существенный положительный эффект.
И ещё один важный момент - успешность коррекционного процесса существенно зависит от включённости в него педагогов и родителей. Специалисты дают мамам и папам следующие рекомендации:
- В отношениях с ребёнком придерживайтесь позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя», а вот вызывающие поступки ребёнка надо научиться игнорировать.
- Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно: ходить за хлебом, кормить собаку и тому подобное. И не выполняйте их за него.
- Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.
- Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Строго оберегайте ребёнка от утомления.
- Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий, категорически исключается одновременный просмотр телепередач.
- Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы. Обращаться к ребенку надо спокойно, мягко, добиваться душевного контакта.
- Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие. Не привлекайте его внимание к эмоционально значимой ситуации. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка.
- Единство и координация усилий врачей, педагогов, психологов и родителей по реабилитации ребёнка с дефицитом внимания и гиперактивностью даёт значительно лучший эффект: симптомы недуга в течение двух лет почти полностью исчезают. При этом прогноз дальнейшей социализации и обучения ребёнка положительный.