Новости

Недолюбили? Перелюбили?

Недолюбили? Перелюбили?

Мы перестали удивляться и ужасаться, узнав из средств массовой информации об очередном случае насилия, совершаемого подростками. В чем причина “озверения” подростков? Почему они с такой лёгкостью становятся насильниками? Да еще фиксируют собственные деяния на камеры мобильных телефонов и выкладывают видео в Интернет? Обо всём этом мы говорим с детским психотерапевтом Еленой Остапенко.

Психологи считают, что “почвой” жестокости подростков являются особенности подросткового возраста. Напомним их:

— повышенная импульсивность, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения, что отражается на особенностях поведения;

— чувствительность к оценке посторонними его внешности, способностей, сочетающиеся с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих;

— внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью;

— борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— развивается особая форма самосознания, чувство взрослости.

Подросток стремится включиться во взрослую жизнь и претендует на равные с взрослыми права. Отсюда атрибуты псевдовзрослости: курение, тусовки у подъезда, поездки за город, — со смыслом “я тоже имею личную жизнь”. Внешнее копирование взрослых отношений — это вариант современной подростковой социализации. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже взрослым и относится к себе как к взрослому. При этом прав он требует намного больше, чем берёт на себя обязанностей. И отвечать за что-то он вовсе не желает, разве что на словах.

Милый “пушистый” ребёнок, вызывающий всеобщее умиление, как-то незаметно для родителей превращается в угловатого тинейджера, выставив свои “колючки” со всех сторон. Но это совсем не значит, что он станет обязательно издеваться над сверстниками и мучить животных. Хотя ведь такие есть. Откуда же они появляются?

Подростковая агрессия является чаще всего следствием общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате собственных пережитых жизненных неудач и несправедливостей.

1. Неполные (неполноценные) семьи. Рождение современной молодёжи пришлось на трудные 90-е годы. Именно в этот период институт брака затрещал по швам: кто-то из мужчин спился, кто-то решил, что одному легче. В итоге резко увеличилось количество неполных семей.

Но и в полных и, казалось бы, благополучных семьях, всё чаще в воспитательном процессе на первый план стали выступать родительская несостоятельность, равнодушие или жестокость. Именно они разрушающе влияют в первую очередь на становление личности подростка.

Семья — это саморегулирующаяся система: если она дала сбой и одному из её членов некомфортно, это обязательно проявится во внешней среде.

Если родители выказывают агрессию к ребёнку и отношения между отцами и детьми построены на страхе, то ребёнок становится жертвой физического и психического насилия. Он не может ответить своим обидчикам и переносит свои боль, обиду и неблагополучие на тех, кто слабее: на младших ребятишек, на животных — тем самым копируя модель поведения родителей. Из жертвы превращаясь в тирана, он как бы мстит за свои обиды и унижения.

2. “Недолюбили”. Агрессивными могут стать дети, родители которых уделяют им мало внимания. Возможно, эти дети были нежеланными в семье и родители просто равнодушны к ним. Их не бьют, не унижают, но они чувствуют себя заброшенными и одинокими. В такой ситуации родители излишне заняты построением своей карьеры или просто “в поте лица зарабатывают на хлеб насущный”, чтобы прокормить себя и ребёнка. В данном случае жестокость — это отсутствие умения проявлять доброе, сострадательное или дружеское отношение к окружающим, внимание, заботу. Это отсутствие внутренней модели благополучия.

3. “Перелюбили”. Нередко изощрённую жестокость проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные “маменькины сынки”, живущие с чувством вседозволенности: “Я самый лучший, и мне должны подчиняться. Всё, что я хочу, должно принадлежать мне”. Такие дети не имеют в детстве возможности свободно экспериментировать и не умеют отвечать за свои поступки. Жестокость для них — своеобразный сплав душевной чёрствости, самоутверждения и одновременно самопроверки: “Меня все считают слабым, а я вот что могу! И мне ничего не будет”. Дети богатых родителей знают, что им практически всё сойдёт с рук. В случае необходимости родители с помощью денег “отмажут” их от тюрьмы. Они считают себя “царями”, хозяевами жизни других людей.

4. Ребёнок, которого в семье не научили уважению к окружающему миру, скорее всего, уже не научится этому нигде больше. Человеку, не понимающему ценность окружающих, ничего не стоит унизить другого.

5. Ещё одна, довольно актуальная на сегодняшний день причина агрессии, — социальное неравенство. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице, в школе, и в молодёжных журналах, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Подросток может переживать отсутствие куртки той же фирмы, как у всех в его компании, как трагедию.

6. У нас в стране на государственном уровне отсутствует политика воспитания молодёжи. Когда-то эту функцию несли пионерская организация, детские и юношеские спортивные школы. Массовой пионерии давно не существует, только кое-где начинается робкое восстановление пионерских (молодёжных?) отрядов. Музыкальное, художественное, спортивное образование всё чаще становится платным.

Многие фильмы, реалити-шоу по телевидению, распространённые компьютерные игры, без сомнения, тоже провоцируют жестокость. Они наполнены насилием, несправедливостью, которую духовно неокрепшие умы детей и подростков воспринимают как своеобразную норму. А в незрелом, ещё несформировавшемся подростковом сознании закладывается извращённое представление о таких понятиях, как милосердие, долг, жизненные ценности. Для многих современных подростков быть жестоким — значит быть сильным и крутым, а быть милосердным в их понимании — это значит быть “лохом”, слабым. У таких подростков формируется перевёрнутая система ценностей.

Тем более что массовая культура рождает миф, что всё легко. Купил продукт — выиграл миллион, съел таблетку — похудел, купил модную вещь — и тебя все любят. Не нужно прилагать усилий, чтобы получить желаемое. На деле так не получается. Любое “плохо” ищет выход, компенсацию. А агрессия — один из частых современных способов выплеска накопившегося негатива.

Для справки:

Принято различать агрессию, агрессивность и жестокость. Под агрессией понимают “любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных”, а под агрессивностью — “свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии”. Жестокость — особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность имеют природный характер, то жестокость — явление социального происхождения, присуще лишь человеку, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Жестокость — это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.

Для современных подростков быть жестоким — значит быть сильным и крутым, а быть милосердным в их понимании — это значит быть “лохом”, слабым. У таких подростков формируется перевёрнутая система ценностей.

Общение со сверстниками очень важно для подростка. Не менее важно мнение о нём группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определённой группе придаёт ему дополнительную уверенность в себе. И хорошо, если эта группа — спортивная секция, музыкальное объединение, кружок технического творчества. Иначе всё равно будет группа, в которую подросток войдёт, но она уже может быть со знаком минус. Вот откуда появляются группировки, несущие озлобленность и жестокость по отношению ко всему окружающему миру. О подростковой жестокости мы продолжаем разговор с детским психотерапевтом Еленой Остапенко.

Почему собрались в группу?

Подростковые акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща. Роль каждого в отдельности при этом как бы нивелируется, стирается, личная моральная ответственность устраняется: “А я что? Я — как все!” Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить. Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых.

Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Бросающаяся в глаза “униформа” группы также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой её жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания её агрессии. Так, например, любое проявление насилия по отношению к “не членам группы” оправдывается заверениями типа “они предатели... мы должны защищать своих... мы должны заставить всех уважать нас”. Когда стая лупит ногами упавшего на землю, то этим они себя от чего-то защищают. Насилие переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе.

Обычно в группе есть вожак, а остальные — это “шестёрки”, готовые выполнить любой приказ лидера. Типичный пример травли в классе: лидер выбирает в классе “козла отпущения”. Им может стать любой, кто чем-то отличается от основной массы сверстников. Лидер даёт команду “фас”, и начинается травля... Многие слабые подростки, боясь, что начнут травить их, тоже включаются в эту травлю.

Подростки не знают и не понимают, какие последствия может за собой повлечь проявленная ими жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с лёгкостью вершат своё “правосудие”. В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения удовлетворения.

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, невысокий уровень интеллектуального развития, узость кругозора, повышенная внушаемость, склонность к подражанию, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная чёрствость, неумение находить выход из трудных ситуаций, несформированность механизмов, регулирующих поведение.

Что интересно, мальчики и девочки, которые способны убивать и насиловать, чаще всего даже не знают о том, какие они жестокие и страшные. Сегодня у большого количества молодёжи налицо нарушение формирования эмпатии — неумение понимать эмоции, чувства других людей (а зачастую и свои собственные).

К сожалению, родители большинства будущих преступников не сумели справиться со своей основной обязанностью/задачей — приложить все усилия для воспитания порядочного, хорошего человека. От того, сколько любви и заботы ребёнок получил в детстве, и формируются такие черты характера, как умение сочувствовать и сопереживать ближним.

Видеопиар собственного идиотизма

Кто бы мог подумать, что явление, называемое словечком “селфи” (от англ. self — сам, себя), по-русски — “себяшки”, приобретет такую значимость в подростковой молодёжной субкультуре. “Себяшки” заполонили подростковые странички в Интернете. Ну и что, скажете вы? Когда человек фотографирует сам себя, он не напряжён, лучше знает удачные для себя ракурсы. Благодаря цифровой фотографии может сделать множество кадров, чтобы выбрать наилучший. В чём же опасность селфи для молодёжи?

В нарциссизме. Подростки фотографируют себя и когда надо, и когда не надо. Делают это, чтобы выставить себя для оценки ровесниками. Волна соревнования за лучшие рискованные фото захватила молодёжь. Они не прочь поразить воображение своих виртуальных друзей необычными селфи, сделанными в самых экстремальных условиях: на перилах мостов, на крышах электричек, на стройках многоэтажек. Возможность продемонстрировать свою удаль и бесшабашность миллионам сверстников и получить их признание и уважение, выкладывая такие свои фотографии в Интернете, — вот их цель.

Почему же подростки ничего не боятся? У них отсутствует чувство страха. Подросткам это было свойственно во все времена. Почему героями в Великой Отечественной войне становились подростки, молодые люди? Из-за низкого чувства опасности и юношеского максимализма, свойственного этому возрасту. Подростки ещё не умеют ценить жизнь любого человека, в том числе и свою.

По мнению психологов, увлечение опасными селфи характерно для подростков, чья реальная эмоциональная жизнь довольна бедна. Если ребёнок имеет разнообразные интересы, любит рисовать или заниматься спортом, ему и в голову не придёт идея поразить мир безумными селфи. Его жизнь и так полна событиями и смыслом.

А если у ребёнка занижена самооценка, жизнь его однообразна и скучна, тогда основным занятием становится общение с виртуальными друзьями. Вы обращали внимание на неестественно радостные и счастливые лица на селфи многих подростков? Акцент делается на внешность, правильно выбранную позу, используются специальные фильтры и правка, чтобы выглядеть идеально. Потребность в одобрении окружающими своего внешнего вида. И ещё они стараются всему миру показать, какая крутая у них жизнь, как она богата приключениями. Это и заставляет их лезть на крыши электричек и недостроенных домов. Через это они придумывают себе несуществующую жизнь. Особенность современных подростков, живущих понятиями компьютерных игр либо постами и блогами в Интернете, — в ещё меньшем осознании реальности, удалении от неё.

Стоит вспомнить печальные происшествия с автобусом, заливаемым кипятком, с пассажирами внутри и горящий многоэтажный дом на Взлётке. Почти все люди, многие из которых были молодыми, снимали происходящее на мобильные, вместо того, чтобы помочь. Это вызвало общественный резонанс и приравнивалось к жестокости: оставление людей в опасности, отсутствие намерения помочь, восприятие происходящих трагических событий как развлечения. Отсутствие сострадания — это не норма для психологического здоровья.

К счастью, большинству юных селфоманов достаточно лишь немного помочь. Вот что советуют психологи родителям, столкнувшимся с таким увлечением своего ребёнка.

1. Задумайтесь о том, достаточно ли времени вы уделяете собственному чаду. Очень часто ребёнок компенсирует болезненный недостаток внимания в семье сидением в соцсетях, онлайн-играми, а теперь и “себяшками”. Он словно кричит всему миру и прежде всего вам: “Ну вот же я, вот я какой, посмотри на меня! Если не похвалил, то хотя бы отругай!” Вполне возможно, что если вы станете уделять ребёнку больше внимания, селфомания исчезнет сама собой.

2. Поговорите с ребёнком о том, есть ли у него настоящие друзья “в реале”. Делая селфи и получая лайки, легко создать иллюзию того, что ты популярен и не одинок. Вот только если с тобой произойдёт несчастье, твой “лучший друг”, горячо болеющий за тебя в соцсетях, вряд ли помчится навещать тебя в больнице. Помогите сыну или дочери понять эту разницу и постарайтесь вместе придумать способ, где и как найти настоящих друзей.

3. Возможно, ваш ребёнок слишком погружён в мир собственных фантазий. Особенно это присуще подросткам, всерьёз увлечённым компьютерными онлайн-играми или книжками в стиле фэнтези. Возможно, вам необходимо аргументированно объяснять уже почти взрослому человеку, что только в придуманном мире его могут воскресить с помощью волшебного эликсира или подарить ему десяток жизней. Такие банальные факты, пускай и с опозданием, нужно обязательно донести до его сознания.

5. Если ваш ребёнок всерьёз считает экстремальное селфи проявлением мужественности, индивидуальности, предприимчивости, ловкости и т. п., постарайтесь свести весь этот пафос к юмору. Например, расскажите реальный случай: в 2011 году британский фотограф-натуралист Дэвид Слейтер в джунглях Сулавеси делал серию фотографий хохлатых павианов. Обезьяны отняли у него камеру и отщёлкали настоящую селфи-сессию. Этот случай получил дополнительную огласку из-за споров о том, кому на самом деле принадлежат авторские права на снимки.

Подростки не знают и не понимают, какие последствия может за собой повлечь проявленная ими жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с лёгкостью вершат своё “правосудие”.

Для справки:

Наиболее радикальные психиатры называют чрезмерное увлечение селфи селфоманией, причисляя её к серьёзным психическим расстройствам. Психологи нередко трактуют этот модный феномен как интернет-самолюбование или сетевой эксгибиционизм.

Между тем в 2012 году слово “селфи” вошло в топ-10 модных слов по версии журнала “Time”. А уже в следующем году оно было объявлено словом года в Оксфордском словаре английского языка. Так что деваться от новомодного хита вроде бы и некуда, но можно сделать так, чтобы селфи стало для наших детей исключительно способом передачи позитивных эмоций, а если уж и увлечением, то сугубо безопасным.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА