Новости

ПОДРУЖКИН ПОДОКОННИК: По законам драматургии

ПОДРУЖКИН ПОДОКОННИК: По законам драматургии

рисунок Лёли Сакевич
рисунок Лёли Сакевич

Есть в классической драматургии одно важное правило — единство времени, места и действия. Суть его в том, что настоящий сюжет может совершиться только при уникальном совпадении нескольких условий — чтобы нужные люди встретились в назначенном месте в строго определённое время. Спросите, зачем я рассказываю вам эти скучные вещи? Да ведь не такие они и скучные, как оказалось.

Вот едет в поезде Красноярск — Санкт-Петербург компания десятиклассников. Время обеда. Сытые школьники довольно разбредаются из вагона-ресторана, хватаясь руками за полки, когда плацкартный вагон резко тряхнёт. Шествует по проходу и громкоголосая руководительница группы Дина Шамильевна с тарелкой гречки, оставшейся после обеда. Я добираюсь до своего отделения и хочу поскорее попасть на верхнюю полку...

Думаю, здесь пояснения излишни. Многие знают, что желанная верхняя полка достаётся только мастерам акробатики: чтобы залезть на неё, нужно встать на приступку, подтянуться и совершить прыжок.

На долю секунды мои ноги летят над проходом, пока не случается страшное: с моей правой ноги срывается тапочек и стремительно пикирует, вызывая внизу грохот и чьи-то крики. Понимая, что случилось непоправимое, я по инерции влетаю на полку и замираю, стараясь не выдать преступления. Впрочем, обо мне никто и не вспоминает.

Внизу в это время разыгрывается картина, достойная пера древнего мастера-баталиста. По уже упомянутым законам драматургии в проходе у нашего отделения как раз останавливается Дина Шамильевна с тарелкой и разговаривает с моим одноклассником, что сидит на нижней полке и играет в телефоне.

И в этот миг, словно разящая молния, откуда-то из вышины возникает голубой обшитый бисером тапочек и камнем низвергается в тарелку гречки. Дина Шамильевна от неожиданности выпускает тарелку из рук, и тапок падает незамеченным к её ногам, а гречневая каша высыпается на голову злополучному игроку в “Angry Birds”.

Дина Шамильевна — не фаталист и смириться с неожиданным ударом судьбы она не в силах. Взгляд её останавливается на парне из нашей группы, на свою беду оказавшемся в определённом месте в определеёный час.

— Миша! — взрывается она на бедного парня. — Чего толкаешься, не видишь, я гречку несу! Вытирай немедленно!

— А я-то чего?.. — в отличие от Дины Шамильевны, Миша находит в себе силы принять свою участь.

Одноклассник с телефоном растерянно моргает и, позабыв о птицах из игры, машинально сметает с головы зёрна гречневой каши. Кажется, он благодарит небеса за то, что каша оказалась не манной!..

Миша и Дина Шамильевна помогают несчастной жертве фатума отряхнуться и расходятся по своим отделениям. Я боюсь пошевелиться ещё несколько минут.

…А тапочек, к слову, ни капли не пострадал и даже не запачкался. На него не пало и тени подозрения. Да, впрочем, он и не был ни в чём виноват! Это все классические три условия — единство времени, места и действия.

Катя Самусенко, литературный лицей, 11-й класс

Сцена

Сцена — это параллельная вселенная, попав в которую можно прожить множество жизней. Коротких, но ярких жизней. Каждый раз, поднимаясь на неё, ты можешь стать умирающим лебедем или жизнерадостной девчушкой...

Но, чтобы прожить хотя бы одну жизнь, нужно потратить часть своей. Убивать, разбивать, разрушать себя снаружи и изнутри, чтобы на чистом листке бумаги нарисовался пятиминутный портрет другой сущности, другой судьбы и другой формы.

Многие смотрят на этот портрет и думают: “Это легко! Вышел и сделал”. Сцена жаждет жертвоприношений, она требует отдавать ей всё, чтобы сотворить эту лёгкость. Но пот смешивается с кровью, взлёты с падениями, красота с убожеством. Ты ломаешь и преодолеваешь себя, чтобы уничтожить своё “я” и создать новое лицо. Очень часто, оживляя образ, мы невольно перенимаем некоторые черты сцены. И в своей реальной жизни мы уже не те, что были прежде.

Сцена пустеет. Но на неё обязательно ещё взойдут. На ней будут ломать ноги и судьбы, комедии и драмы другие люди другого времени, других целей. Она научит всех быть всем и никем одновременно. Она помнит всё и не прощает ошибок, награждает за упорство и убивает за лень.

Живи на ней так, как в последний день жизни. Проживи так, будто такого больше не будет. Сделай всё, что можешь и что не можешь. И кем бы ты ни был дома, в школе, в университете, где-нибудь ещё, сцена делает равными всех. Равными перед зрителем.

Варя Кузнецова, школа № 6, 11-й класс

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА