Новости

Чтобы автобус не сбежал

Чтобы автобус не сбежал

“Нравится нам, перевозчикам, или нет, но мы обязаны создать для инвалидов комфортные условия ездить в общественном транспорте, — подчёркивает заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска Анатолий Зуев. — Создание условий для беспрепятственного доступа на транспорте — это веление времени”. Для усиления работы в этом направлении в нашем городе реализуется проект по обеспечению безбарьерной среды на общественном транспорте. Железнодорожный район стал экспериментальной площадкой, с которой и начат мониторинг ситуации в этой сфере.

— 23 августа сотрудники УСЗН Железнодорожного района и инвалиды-колясочники провели рейд по остановкам, находящимся в нашем районе, — поясняет руководитель УСЗН Железнодорожного района Елена Чупрова. — Из шестидесяти семи автобусных остановок, которые расположены в районе, мы на первый раз охватили четыре. Результаты проверки на дорогах оказались в целом положительными, хотя порой и противоречивыми.

Для повышения качества обслуживания инвалидов на общественном транспорте необходимо вводить видеонаблюдение не только в салонах автобусов, что уже активно делается, но и на остановках.

Проверяющим удалось посмотреть в деле 39 автобусов семнадцати маршрутов. 8 автобусов были оборудованы откидной сходней (аппарелью) для въезда колясок (и не только для инвалидов, мамам с детскими колясками они столь же полезны). Все автобусы низкопольные.

Автобус с госномером А 897 МР маршрута № 85 (низкопольный без аппарели) постарался подъехать как можно ближе к посадочной площадке. Кондуктор при посадке инвалида-колясочника сразу уточнила, на какой остановке ему необходимо сойти, и предупредила об этом водителя. И когда инвалиду-колясочнику пришло время выходить, водитель также максимально близко подъехал к посадочной площадке, кондуктор вместе с сопровождающим спустили коляску. А водитель автобуса 842 маршрута № 89 на остановке “Копыловский мост” и вовсе сумел подъехать к бордюру так, что имеющийся у автобуса откидной трап (аппарель) автобуса лёг точно на посадочную площадку, и инвалид сумел самостоятельно въехать в автобус на своей коляске.

Но были и примеры неприемлемого отношения к пассажирам в инвалидных колясках. Водитель автобуса с номером К 079 ЕТ маршрута № 85 точно видел инвалида-колясочника (мы махали ему руками), но затормозил на остановке за два метра от посадочной площадки, а после просто уехал, проигнорировав пассажира с ограниченными физическими возможностями. То есть не все экипажи автобусов верно реагируют на присутствие на остановочном пункте инвалида-колясочника. Некоторые водители и кондукторы даже не знают, где находится ключ от аппарели их автобуса. Нередко откидные сходни неисправны.

— Для начала мы считаем необходимым подробно проинструктировать водителей автобусов и кондукторов о том, как им следует обслуживать пассажиров с очевидными ограничениями в подвижности, — предлагает Елена Чупрова. — Особая просьба от участников проверки к ГИБДД: организовать “выселение” с остановок автомобилей, мешающих подъезду автобусов к остановкам. Ведь сплошь и рядом на остановках паркуются посторонние машины, не имеющие никакого отношения к автобусному транспорту, как, например, на остановке “Улица Робеспьера”.

Я был приглашён на данное совещание как эксперт и тоже имел возможность внести свои предложения. В разговоре упоминали о приложении на смартфоны, которые благодаря системе глобального позиционирования (ГЛОНАСС) извещают о времени прибытия автобусов. В том числе машин с аппарелями. Однако этого недостаточно. На мой взгляд, для повышения качества обслуживания инвалидов на общественном транспорте необходимо вводить видеонаблюдение не только в салонах автобусов, что уже активно делается, но и на остановках. Тогда наверняка уйдут в прошлое случаи, когда, увидев пассажира на костылях или в инвалидной коляске или незрячего с “белой тростью”, автобус захлопывает двери и уезжает от него, чтобы не терять время. Ведь у перевозчиков поговорка “время — деньги” имеет абсолютно буквальный смысл! Наказание за такие нарушения пассажироперевозок должно превышать экономию на времени при отказе от их посадки и высадки.

И ещё добром вспоминается то время, когда появились первые “МАНы”. Эти автобусы умели “приседать”, понижая порог. Неужели наши отечественные производители автобусов до сих пор не в состоянии освоить технологии, которыми зарубежные сборщики автобусного транспорта владели ещё в восьмидесятые!?

Анатолий Зуев отметил, что он не видит в этих предложениях ничего невыполнимого, взял замечания на карандаш. Конкретные меры по улучшению качества перевозки инвалидов в автобусном транспорте будут сформулированы на ближайшем городском форуме.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА