Новости

Четыре мастера — четыре судьбы

Четыре мастера — четыре судьбы

Что такое сибирский характер? Наверное, можно подобрать более или менее подходящие слова. Сдержанность и вместе с тем открытость. Сила и широта. Наверное, можно ответить на этот вопрос музыкой (вспомните кинофильм “Сказание о земле сибирской”). А ещё можно дать ответ при помощи красок и кисти.

Именно так — “Сибирский характер” — называется экспозиция, которая буквально на днях открылась в Красноярском музейно-выставочном центре на проспекте Металлургов, 13а. Здесь представлены работы наших известных живописцев Тойво Ряннеля, Антона Довнара, Алексея Климанова, Ильи Титова. К сожалению, никого из этих художников сегодня рядом с нами нет, но их работы живут. И у красноярцев появилась ещё одна возможность увидеть в одном месте картины сразу четырёх мастеров.

Выставка проводится в рамках зимнего Суриковского фестиваля искусств, и это не случайно, ведь художники, чьё творчество представлено в экспозиции, — достойные продолжатели своего знаменитого земляка.

Не все из четырёх мастеров являются коренными сибиряками. Всем известно, что семья Тойво Ряннеля была репрессирована и выслана из Ленинградской области на вечное поселение в Удерейский (ныне Мотыгинский) район Красноярского края. Однако именно здесь, в Сибири, будущий художник начал свой путь в живописи. Искренне полюбил суровую природу с её неброской, но удивительной красотой, тайгу, Саяны. И только творчество, берущее начало прежде всего в природе, спасало юного Тойво в минуты отчаяния — очень долго мешал жить в полную силу унизительный социальный статус.

У каждого из живописцев — своя судьба. Илья Титов после фронта пришёл учиться в Красноярскую художественную школу, а затем долго трудился в Худфонде, работа в котором была далека от истинного искусства (заказные портреты, плакаты и так далее). И только после многих лет такой деятельности целиком погрузился в творчество.

Алексей Климанов свой путь в искусстве начал в изостудии при клубе железнодорожников. Затем — производство, вагон-клуб, товарищество “Художник”. Фронт, оборона столицы, тяжелейшее ранение. Он потерял на войне руку, но твёрдо решил стать настоящим художником. Первая картина, получившая хорошие отзывы, называлась “Кладбище фашистских танков под Москвой” и была написана в 1942 году.

Антон Довнар почти сорок лет являлся ведущим педагогом детской художественной школы имени В. И. Сурикова. Уроженец деревни Казачинского района, он всю жизнь любил свою малую родину, при этом совершал длительные нелёгкие поездки в тундру, в тайгу, в горы. Впечатления выливались в прекрасные работы.

…“Казачинский мотив” Довнара, “Зимняя дорога” Климанова, “Туман над рекой Казыл” Титова, “Лунная ночь” Ряннеля... Всё это — Сибирь, написанная с огромной любовью. Разные цветовые гармонии, разные сюжеты, ракурсы, взгляды. Однако роднит всех этих художников особая манера — сдержанная, можно сказать, мужественная. За ней кроется истинно сибирский характер. Одной же из символических картин экспозиции, очень говорящей, наверное, можно назвать графическую работу Ильи Титова “Кедр — дерево жизни”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА