Добрый совет

1 класс и адаптация к школе: 7 советов родителям первоклассников

Родителей первоклассников перед началом учебного года волнует множество вопросов. Кто будет забирать ребёнка после уроков, вкусно ли кормят в школьной столовой и что делать, если чадо наотрез откажется там обедать. Как выбрать ранец, сменку, футболки для физры...

1 класс и адаптация к школе: 7 советов родителям первоклассников

Родителей первоклассников перед началом учебного года волнует множество вопросов. Кто будет забирать ребёнка после уроков, вкусно ли кормят в школьной столовой и что делать, если чадо наотрез откажется там обедать. Как выбрать ранец, сменку, футболки для физры... От многозадачности голова идёт кругом. Чтобы этот новый период жизни не стал сплошным стрессом, специалисты рекомендуют родителям подойти к решению бытовых вопросов, связанных с учёбой, системно и без паники. На что обратить внимание — мы рассказываем в сегодняшнем выпуске “Родительского собрания”.

1. Уроки — прогулка — уроки

Уже с первых дней учёбы родителям нужно позаботиться о правильном чередовании занятий и отдыха в течение всей рабочей недели.

— Ребёнку не стоит садиться за уроки сразу, как вернулся из школы. Выделите два часа на обед и отдых. Если приступать к домашним урокам без перерыва, то сосредоточиться будет сложно.

— Продолжительность домашних уроков зависит от возраста и школьной нагрузки. Для младшеклассников это примерно два часа, для средних классов — два-три часа, старшеклассников — три-четыре.

— Выполняя домашние задания, нужно, как и в школе, каждые сорок минут устраивать небольшой перерыв.

— Во время подготовки не должны отвлекать внешние раздражители: громкие разговоры, телевизор, компьютер.

— Как бы ни был занят и успешен в своей деятельности ребёнок, прогулки на свежем воздухе необходимы. У ребёнка должно быть время и на чтение, и на подвижные игры с друзьями. Виды деятельности нужно обязательно чередовать и в течение дня, и в течение недели.

2. Вместо булочки — котлета

Вопросы питания школьника родителей волнуют не меньше, чем его учёба.

От того, что, когда и сколько ребёнок ест, также зависит его самочувствие и успеваемость.

— Завтрак должен быть полноценным и плотным. Идеальный утренний приём пищи — это каши либо творожные или яичные блюда, бутерброд с маслом, чай или какао.

— Обед — это первое, второе, напиток.

И если у родителей нет возможности проконтролировать обед ребёнка, пусть ужин будет полноценным и включает мясное или рыбное блюда, гарнир, овощной салат.

— В силу физиологических особенностей некоторые дети часто испытывают повышенное чувство голода и поэтому постоянно едят. Шоколадки, чипсы, сухарики ненадолго укрощают аппетит. Но чрезмерное употребление таких продуктов ведёт к сбою в обмене веществ, проблемам с пищеварительной системой. Поэтому лучше, если у постоянно голодного ребёнка будет возможность наедаться именно домашней пищей.

— Обратите внимание, что выпечка, сладости на завтрак не должны быть основным блюдом.

3. Договориться с соседями

Кто будет забирать ребёнка из школы — вопрос, который остро встаёт перед всеми родителями младшеклассников. Идеально, если рядом есть заботливая бабушка, но такое счастье выпадает далеко не всем. Как же решают проблему семьи, у которых нет помощников и нет школьной продлёнки? Вариантов несколько:

— Забирать днём из школы, отводить домой и оставлять одного.

— Забирать днём из школы и везти к себе на работу.

— Попросить кого-то из соседей забирать ребёнка и доводить его до квартиры.

— Договориться забирать ребёнка с кем-то из родственников его одноклассников — бабушками, мамами в декрете.

— Воспользоваться услугами няни, сопровождающей из школы.

— Воспользоваться услугами платной продлёнки детских развивающих центров (в некоторых есть дополнительная услуга сопровождения из школы).

4. Ждём зелёный

К первому классу ребёнку необходимо хорошо усвоить основные правила безопасности дорожного движения. Первоклашка должен уметь оценивать реальную обстановку на дороге — понимать, как далеко или близко находится движущийся автомобиль, насколько быстро и в каком направлении он едет.

Переходить дорогу можно только на зелёный для пешеходов свет — это правило должны усвоить и дети, и взрослые. Переход на красный запрещён, даже если нет машин. Родителям стоит помнить, что дети копируют их правила поведения.

Инспекторы ГИБДД обращают внимание: в ожидании перехода стоять на самом краю тротуара опасно, лучше отойти на пару шагов. Когда загорелся зелёный свет, убедитесь, что автомобили остановились и нет опаздывающих машин, желающих проскочить.

Переходя с малышом дорогу, каждый раз проговаривайте эти правила. Поясните ребёнку, что внимательным нужно быть и во дворах. Выберите вместе маршрут к школе и, проходя по нему, обращайте внимание на возможные риски.

Прикрепите на школьный рюкзак и одежду светоотражающие элементы, так пешеход будет заметен в сумерках.

5. Рабочее место для первоклашки

Позаботьтесь о том, чтобы у первоклашки дома было собственное и правильно организованное место для учёбы. В школьный период зрение и позвоночники испытывают большие нагрузки. Условия, в которых ребёнок будет заниматься, напрямую влияют и на физическое, и на эмоциональное состояние.

Организуя рабочее место, воспользуйтесь рекомендациями специалистов Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю:

— Стол должен быть достаточно высок, чтобы сидящий ребёнок не сутулился и держал спину ровно. Лучше выбрать мебель с матовой столешницей.

— Если вы берёте стол и стул на вырост, то возьмите подставку для ног, ступни сидящего ребёнка не должны болтаться в воздухе.

— Лучше всего письменный стол расположить боковой частью к окну так, чтобы свет падал слева, если ребёнок правша, и справа, если левша.

— Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться расстоянию от локтя до кончиков пальцев.

— Настольная лампа необходима, но при этом она не должна быть единственным источником света вечерами.

6. Главнее всего — удобство

От выбора ранца напрямую зависит самочувствие ребёнка. Удобство важно в первую очередь. Основные требования к школьному ранцу:

— Регулируемые и широкие мягкие лямки. Они должны равномерно распределять нагрузку, проследите за тем, чтобы лямки не давили и не натирали.

— Лямки должны быть крепкими и хорошо прошитыми.

— Ручка для кратковременной переноски.

— Вес пустого ранца первоклассника не должен превышать одного килограмма.

— Ширина ранца не должна быть шире плеч.

— Высота — не выше плеч и не ниже бедёр.

— Ранец должен плотно прилегать к спине.

— Твёрдое дно из прочного материала.

— Твёрдая ортопедическая спинка.

— Дополнительные отделения и карманы.

— Отсутствие неприятных химических запахов.

— Светоотражатели.

7. Только для связи

Первый телефон часто появляется у детей как раз к первому классу. Для семей это необходимость, средство всегда быть на связи.

— Телефон первоклассника не должен быть дорогим. Лучше, если это будет малофункциональный, но крепкий аппарат. И дело не в том, что дети часто теряют вещи. Есть риск, что дорогим гаджетом ребёнок привлечёт внимание преступников.

— Договоритесь с ребёнком, что телефон в школе исключительно для связи, а не для развлечений.

— Не звоните сами и не пишите ребёнку смс во время уроков.

— Договоритесь, что телефон должен находиться в рюкзаке, а не в кармане.

Ирина ПЕРЕВАЛОВА, директор лицея № 7:

— Прежде всего родителей первоклассников волнуют вопросы безопасности. У нас в лицее действует пропускная система, все решения, касающиеся организации охраны, мы принимаем совместно с родителями.

Также мамы часто беспокоятся по поводу бытовых вопросов — туалета, питания. Всё это тоже обсуждается, ребёнок знакомится со школой, привыкает, и проблем уже не возникает.

Кроме того, нередко родители волнуются, не слишком ли строги учителя к детям. Дело в том, что есть ребятишки, не готовые и не умеющие слушать педагога. Простое обращение “Сядь ровно, не отвлекайся” может вызвать у малыша протест и слёзы. Всё-таки школьный урок подразумевает одновременность действий и следование тому, что говорит педагог.

Я бы рекомендовала родителям воздержаться от чрезмерной опеки, когда и обувь с ребёнка снимают за него, и узнают домашние задания. Позвольте детям быть самостоятельными. Уверяю, что многие страхи взрослых преувеличены.

Советую родителям первоклассников брать отпуск на первые сентябрьские дни, чтобы помочь малышу адаптироваться в новых для него условиях. Если возникают трудности и конфликтные ситуации, обсуждайте, но не акцентируйте всё внимание на них. Формируйте у детей позитивное отношение к учёбе и школьной жизни.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА