Новости

Елена Тополева-Солдунова: «От поддержки не отказываются, а расширяют»

Елена Тополева-Солдунова: «От поддержки не отказываются, а расширяют»

Государство готово платить некоммерческим организациям (НКО) за выполнение общественно-полезных услуг — соответствующие законы приняты на федеральном уровне. Таким образом, множество граждан, нуждающихся в социальной поддержке, могут обрести новых помощников. О том, как нововведения повлияют на деятельность некоммерческих организаций и жизнь россиян, говорилось на прошедшем этой весной в Красноярске Форуме активных граждан “Сообщество”.

Рассказать подробнее о том, за какие услуги и заслуги государство готово оказывать поддержку НКО, мы попросили эксперта форума, председателя общественного совета Министерства труда и социальной защиты РФ Елену ТОПОЛЕВУ-СОЛДУНОВУ.

— Елена Андреевна, нужно ли понимать передачу государством социальных услуг в руки некоммерческих организаций как попытку избавиться от хлопот, связанных с их оказанием? Не получится ли так: власть сбросит с себя социалку, а НКО, которые могли бы заняться этим, быстро не появятся?

— Они уже есть. У нас в стране имеются некоммерческие организации, которые оказывают социальные услуги — качественные и эффективные. Те, что востребованы у граждан, но не входят в пакет государственной поддержки. Например, сопровождаемая занятость или сопровождаемое проживание у людей с тяжёлыми формами инвалидности.

Как правило, человек с инвалидностью до определённого времени живёт в семье, с самыми близкими людьми, с родителями. Но мама с папой, к сожалению, не вечные, и в какой-то момент они уходят из жизни. И тогда у человека одна дорога — в психоневрологический интернат. Мы все понимаем, что это не самый лучший путь, потому что в таких заведениях теряются ощущение дома, связь с обществом и все полученные навыки. В результате человек чаще всего очень быстро уходит из жизни. А сопровождаемое проживание позволяет людям даже с тяжёлой формой инвалидности вести более-менее приличный образ жизни. Инвалиды вместе с сопровождающим могут оставаться в своём доме и быть людьми социализированными. Это очень востребованная услуга, которую уже наработали некоммерческие организации.

То же касается сопровождаемого трудоустройства. Что это такое? Это помощь человеку с инвалидностью, который при определённых условиях имеет возможность трудиться. По сути это создание тех самых необходимых условий. Например, сопровождение на маршруте от дома до работы, адаптация на рабочем месте, помощь в освоении какие-то трудовых навыков. Чаще всего бюджетные учреждения такой услуги не оказывают, а некоммерческие организации могут организовать подобную поддержку. И в данном случае государство не сбрасывает свои социальные обязательства на общественников, а, наоборот, расширяет спектр услуг.

— Как сейчас живётся таким некоммерческим организациям?

— Сложно им живётся. Есть, конечно, примеры организаций, которые существуют более-менее стабильно, но это большая редкость. Как правило, у стабильных НКО диверсифицированные источники финансирования. Например, они могут получать какие-то субсидии из бюджета, они могут получать пожертвования от бизнеса, могут собирать частные пожертвования от граждан. А могут и взимать плату за те услуги, которые оказывают, — это тоже не возбраняется. Главное, чтобы прибыль не уходила в карманы учредителей или дирекции.

— Такие явления имеют место быть?

— Даже в Великобритании или Америке, бывает, случаются скандалы, когда какую-нибудь НКО ловят на высоких зарплатах топ-менеджмента. Но, слава богу, такие истории не правило, а исключение. Именно в силу того, что большинству, как я уже сказала, живётся сложно. Им не до финансовых злоупотреблений — обеспечить бы свой функционал.

— В чём миссия организаторов форума “Сообщество”? Привести НКО в те сферы общественно-полезных услуг, до которых у государства не доходят руки?

— Точнее сказать — создать для этого условия. Это придаст НКО устойчивость. Пока им свойственна такая проблема, как неуверенность в завтрашнем дне из-за отсутствия стабильных источников финансирования. Власти это видят, и сейчас можно говорить о целом тренде государственной политики в отношении НКО — об их поддержке. Уже много раз и от президента страны, и от правительства мы слышали, что некоммерческие организации — это очень важный сегмент нашего общества, что они очень нужны, востребованы. Но помогать всем организациям без разбору невозможно. Поэтому решено выделить особые категории, которые могут пользоваться правом преимущественной поддержки. Одна из них — исполнители общественно-полезных услуг. На фоне ещё одного тренда государственной политики — разгосударствление рынка социальных услуг — это приобретает особую важность. Часть НКО должны обрести специальный статус (как некий знак качества свой работы) и за счёт этого получать некоторые преференции для поддержки своей деятельности. И это позволит решить проблему устойчивости некоммерческих организаций.

Я сама много раз сталкивалась с такими ситуациями: какой-нибудь условный центр по реабилитации наркозависимых подростков, который работает, востребован, туда обращаются родители этих подростков, получает субсидию из бюджета на один год, как это было ранее установлено законодательством. Потом этот год проходит, субсидия заканчивается, центр подаёт вновь на конкурс, и... не выигрывает его. Потом я получаю письма, что вот так и так, у нас закончилось финансирование, власти денег на поддержку больше не дают. В итоге центр закрывается, а его клиенты остаются без помощи. Получается, что в этой ситуации проигрывают все: сама организация, обратившиеся туда люди и власть, к которой придут жители с вопросами: “А куда нам теперь идти? К кому нам обращаться?”. Потому что, повторюсь, бюджетные учреждения очень часто не оказывают те услуги, которые готовы предоставлять НКО. А обретение нового статуса позволяет решить данную проблему — получать поддержку на более длительный срок. То есть не “год и менее”, а, как сказано в законодательстве, “поддержка оказывается на длительный срок от двух лет”. И хотя этим могут воспользоваться не все НКО, для определённой категории это прекрасная мера.

Поэтому мы рассказываем, что такое новый статус, как его получить, что он означает для НКО, на какие преференции они смогут претендовать.

— То есть получение статуса НКО, оказывающим общественно-полезные услуги, означает решение всех финансовых проблем? После этого можно за бюджетный счёт спокойно помогать нуждающимся?

— Есть подводный камень. Если НКО обретает такой статус, то это не означает автоматическое получение финансовой и имущественной поддержки. В законе сказано, что такой организации “могут” оказать поддержку. Но региональные власти могут сослаться на нехватку средств и отказать в финансировании. Однако на федеральном уровне разгосударствление социальных услуг находится в числе приоритетных задач — на этот счёт есть поручение президента: его полномочные представители в федеральных округах к 1 июля этого года должны будут отчитаться в том, сколько в регионах появилось исполнителей общественно-полезных услуг, какую поддержку из бюджета они получили.

— Если регионы оплачивают оказание этих общественно-полезных услуг некоммерческими организациями, то и они же, наверное, вправе определять, какие именно услуги для них являются приоритетными?

— Нет, приоритеты расставлены уже на федеральном уровне. Есть 20 направлений, и внутри каждого направления расписаны услуги. Спектр достаточно широкий, и большая часть из этих приоритетов, думаю, востребована в каждом регионе.

На самом деле разгосударствление услуг, в частности социальных, движется достаточно тяжело. Ведь если власти передали какую-то услугу от государственного учреждения в НКО, то это означает, что у госучреждения сократилось задание и ему нужно урезать финансирование, проводить сокращения штатов. Соответственно, возникает подспудное противодействие, чувствуется некоторое напряжение, сами власти с неохотой отказываются от привычного, хоть и не очень хорошо работающего. Но это, на мой взгляд, естественный процесс, который естественным же образом будет преодолён.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА