Новости
Принцип творческой диффузии
Это оказался уважаемый журнал “Современная драматургия” за 1989 год. Тогда издание опубликовало на своих страницах тревожное письмо актёра Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина, который был делегатом I учредительного съезда СТД СССР, слышал там и критические речи, и взаимные претензии. Автор был “удивлён тем, что воинствующе-невежественная позиция — “актёры во всём виноваты” — до сих пор живуча и гуляет по свету, отравляя и без того душную атмосферу в наших театрах”.
Владислава Жуковского в том далёком году всерьёз беспокоила ситуация, когда театральное развитие пытались подменить договорной системой, стремились “извести художественный совет с его и без того хилым правом на совещательный голос”.
Вспомним, что 1989 год — самый разгар перестройки. Массовый развал всего, что только можно было развалить. Театр не стал исключением. Крайними же в храмах искусства оказались актёры. Живущие в общежитиях, коммуналках, плохоньких квартирках, где и роль-то поучить негде. Вынужденные хвататься за любую подработку, чтобы прокормить семью. Какой уж тут творческий поиск?
Владислав Жуковский в своём письме утверждает: “Нельзя от голодной коровы требовать молока”. Самое же главное, призывает всех — драматургов, режиссёров, актёров — понять: то, что происходит в театре, это общие беды. “Так не будем обвинять друг друга в отсутствии дарования. Согласимся, что все мы талантливы и без амбиций начнём работать, пока ещё не поздно”.
Ситуация была очень серьёзная. Дошло до того, что театры хотели сделать антрепризными, а не репертуарными. Так что письмо красноярского актёра оказалось очень своевременным и, можно сказать, стало началом снежного кома в защиту театрального искусства.
Прошло почти 30 лет. Что изменилось? Заглянем за кулисы Красноярского драмтеатра имени А. С. Пушкина. Прежде всего, здесь есть профсоюз (к слову, лучший в отрасли), лидером которого и является Владислав Жуковский. А значит, есть трудовой контракт, коллективный договор и так далее. Здесь стараются соблюсти принцип социальной справедливости, разумного компромисса. Здесь существует понятие творческой диффузии, то есть уважительного перехода из профессии режиссёра в профессию актёра и наоборот. И художественный совет здесь — не просто словосочетание, а вполне действенная структура.
Владислав Яковлевич рассказывает: когда в театр приезжают приглашённые режиссёры, иногда случаются непонимания. Мол, какой такой профсоюз? Какие такие особенные права? А лидер профсоюза, между прочим, ставит свою подпись на репертуарном листе.
Артисты защищены. Нуждающимся театр снимает квартиры. На Новый год, 23 Февраля, 8 Марта все непременно получают хорошие подарки. Не остаются без внимания ветераны. Коллектив и руководство понимают друг друга, это главное. “Вот такие в конкретном театре завоевания, — говорит Владислав Жуковский. — Появлялись они постепенно, через большой труд. Образно говоря, если окно не помыть, будет темно. Или так: дорогу осилит идущий. Пределов же совершенству нет”.