Новости

Охранник или психолог: кто остановит агрессора? О безопасности в школах Красноярска

Охранник или психолог: кто остановит агрессора? О безопасности в школах Красноярска

Тема безопасности детей в школах снова стала одной из самых обсуждаемых. На прошлой неделе на учеников четвёртого класса пермской школы напали двое подростков с ножами. В результате инцидента пострадали 15 человек, самые серьёзные ранения получила учительница: она пыталась остановить преступников. Ещё одна трагедия произошла в Бурятии: в Улан-Удэ девятиклассник с топором напал на учеников седьмого класса, а потом облил кабинет воспламеняющейся жидкостью и устроил пожар. Пострадали три школьника и учитель.

Расследованием уголовного дела в Перми занимается Главное управление СК РФ, подростки подозреваются в “покушении на убийство двух и более лиц, в том числе малолетних, совершённое группой лиц по предварительному сговору”. Уже известно, что злоумышленники прошли в школу вполне “официально”: один из них предъявил охраннику действующий пропуск, второй отметился в журнале посетителей. Могла ли охрана остановить вооружённых подростков? Почему злоумышленники решили напасть на ребят? Можно ли было предотвратить трагедию? Почему из взрослых никто не обращал внимания на психологическое состояние агрессоров? Следователям, психологам, педагогам предстоит ответить на эти вопросы. Но самый важный: как сделать так, чтобы трагедии не повторялись.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова считает, что нужно внимательно изучить нормативную базу: тема охраны школ требует дополнительной проработки. На большом совещании, которое после ЧП проходило в Перми, даже обсуждалась возможность установки рамок металлоискателей.

В школах Красноярска ещё в 2012 году был установлен пропускной режим. Во время уроков проходить в школу могут только работники учреждения и ученики. Посетители, например, мамы и папы, могут проходить в школу только в специально определённые часы. Все посетители должны отмечаться в журнале регистрации и предъявлять на входе документ, удостоверяющий личность. Если посетитель отказывается соблюдать эти правила, ответственный за пропускной режим, а им может быть и сотрудник школы, должен незамедлительно сообщить об этом руководителю учреждения и действовать по его указаниям либо нажать на тревожную кнопку.

— Все школы Красноярска оснащены тревожными кнопками вызова группы оперативного реагирования, охранно-пожарными сигнализациями, системой голосового оповещения об опасности и телефонами с автоматическим определителем номера, — говорит Татьяна Ситдикова, руководитель главного управления образования администрации Красноярска. — Значительно увеличилось количество камер и турникетов. Если в 2016 году в школах было установлено 1065 камер и 10 турникетов, то в 2017 году их количество увеличилось до 1581 и 38 соответственно. Причём, по предварительным данным, в этом году количество турникетов значительно увеличится. Также не исключается возможность появления в школах металлоискателей.

Присутствие охранника в школе не является обязательным, однако родители могут принять решение об оплате услуг охранной фирмы за счёт внебюджетных средств. Договор на оказание услуг с охранной фирмой заключают представители родительского комитета. Более чем в 40 учреждениях пропускной режим обеспечивается силами сотрудников школ, в остальных учреждениях за порядком следят и сотрудники, и частные охранные предприятия.

— Наше учреждение охраняют сотрудники ГУП “Охрана”, достаточно квалифицированные специалисты, — рассказывает Ирина Штейнберг, директор гимназии № 2. — У нас организованы два поста, поскольку от входа можно пройти в две стороны. Кроме того, утром за порядком следит дежурный администратор. Мамам и папам, которые часто приходит в школу, например, представителям родительских комитетов, выписаны специальные пропуска. Остальные посетители могут пройти в школу только в определённое время, обязательно предъявив документ. Время входа и выхода каждого записывается в журнал регистрации. Посторонних на территорию учреждения мы не пускаем.

Охрана школ, безусловно, важна, но не менее важно вовремя замечать изменение поведения школьников, купировать приступы агрессии.

— В каждом человеке есть энергия разрушения и энергия созидания, вопрос в том, в какой форме они проявляют себя, — говорит Дмитрий Юрков, психолог, директор центра психолого-медико-социального сопровождения детей “Эго”. — К сожалению, сегодня недостаточно практик работы с агрессией. Психологи зачастую не умеют работать в этом направлении, и нет специалистов, способных научить их. Вопрос нужно решать на уровне аналитических групп, научно-исследовательских институтов, поскольку проблема проявления агрессии в обществе необычайно остра. К слову, организаторы социальных групп, которые настраивают подростков на разные противозаконные действия, умеют работать с агрессией. Знают, как завлечь ребят, заставить их проявить эту энергию разрушения. А нивелировать агрессию, повторю, мы не умеем. Усиление контроля, закручивание гаек в отношениях с подростками может дать обратный эффект. Подавить природу невозможно, нужно учиться корректировать поведение.

От автора:

— В школе моей дочери есть и турникет, и охранники. Мне нравится, как старательно они выполняют свои обязанности: отчитывают учеников, забывающих карточки, родителей пропускают только по предварительному согласованию с педагогами, данные документов, удостоверяющих личность, переписывают в журнал. И даже воспитывают старшеклассников, приходящих в мороз без шапок.

Мне кажется, что именно человеческий фактор, а не наличие рамок металлоискателя имеет определяющее значение в вопросах безопасности. Педагог вовремя заметил, что ребёнок не справляется с агрессией, строгая бабушка-вахтёр не впустила подозрительного человека, родители обратились за помощью к психологу, и он не отверг их… Тогда не нужно будет прятать школы за высокими заборами с колючей проволокой.

Акцент

В конце прошлого года принято решение о проведении четверти безопасности в красноярских школах. Планируется организация родительских рейдов по оценке качества работы школьных администраторов, вахтёров, охранников. Кроме того, родителям предлагают внести собственные предложения и замечания. В школах будет проведена ревизия локальных актов, пересмотрены положения о пропускном режиме, дежурствах и многое другое. Итогом комплексной работы должны стать разработка и внедрение эффективных способов по обеспечению безопасности учеников.

В тему

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова считает, что нападения в пермской школе можно было избежать, если бы специалисты вовремя отреагировали. Оказалось, что ещё в 2012 году одного из подростков поставили на внутришкольный учёт, мальчик проявлял агрессию в отношении сверстников. Его перевели на индивидуальное обучение, но специалисты, которые могли бы откорректировать его поведение, с ним не работали. В 2017 году родители подростка обратились за помощью — они не могли справиться с ребёнком. За что комиссия по делам несовершеннолетних оштрафовала семью. “Налицо непрофессионализм специалистов, отсутствие коммуникации и преемственности в работе ведомств”, — отметила Анна Кузнецова.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА