Персона

Евгений ЗЫКОВ: “Мы должны сочетать вещи, которые раньше разделяли”

Скульптуру “Похищение Европы” ещё зимой перенесли из чаши фонтана на Предмостной площади на мостовую у здания академии художеств.

Евгений ЗЫКОВ: “Мы должны сочетать вещи, которые раньше разделяли”

Скульптуру “Похищение Европы” ещё зимой перенесли из чаши фонтана на Предмостной площади на мостовую у здания академии художеств. А весной можно было наблюдать удивительную картину: композицию, опустившуюся вровень с пешеходной зоной, буквально оккупировали ребятишки. Одни катались с широкой спины быка, другие повисли на рогах… В общем, некогда помпезная “Европа” приблизилась к горожанам, стала частью их жизни. Сейчас же возле композиции из углубления в мостовой бьют струи воды. Рядом лавочки, на которые можно присесть возле необычного фонтана. Кто-то говорит спасибо, а кто-то недоумевает: зачем принижать скульптуру и ставить её на самом проходном месте?

Мы встретились с автором идеи переноса скульптуры, директором архитектурной мастерской “Тектоника” Евгением Зыковым, чтобы обсудить тему развития городского пространства, творчества и его восприятия обществом.

— Евгений Аркадьевич, как Вы считаете, готов ли Красноярск к архитектурным экспериментам? К тому, чтобы привычное подавать в неожиданном ракурсе?

— Я в этом вопросе не претендую на самую объективную оценку. Однако несколько лет назад у меня был такой опыт: по проекту нашей мастерской построили здание на Копылова, 40, чёрно-белое, со скошенным остеклённым фасадом. Мы получили за эту постройку золотой диплом на архитектурном фестивале и решили узнать, как относятся к ней простые красноярцы. Просто останавливали людей, которые проходили мимо, и спрашивали, нравится ли им это здание. И нравится ли то здание, которое стоит через дорогу: там расположен панельный многоэтажный жилой дом с розовыми балконами. Я очень удивился, обнаружив, что примерно половина из тех, кого мы опросили, не имеют никаких критериев для оценки архитектуры. Не могут даже сказать, хорошо это или плохо, нравится или нет. А ещё немало людей считают, что типовая панельная многоэтажка вполне хороша, так как в ней наверняка неплохо иметь квартиру.

Это было хорошей иллюстрацией, подтверждающей, что мы все очень разные, и каждый по-своему интерпретирует в своём сознании окружающий его мир. И это нормально. Бессмысленно грести всех под одну гребёнку, пытаться заставить шагать строем в какую-то прекрасную страну, что-то насаждать. Лучше, когда существует полифония мнений. В этом контексте уместно процитировать слова Мао Цзэдуна, который однажды сказал: “Пусть расцветают тысячи цветов”. Когда дело касается творчества, правильно давать развиваться всевозможным проявлениям. Если это происходит, территория начинает расцветать.

— Но одно дело позволить реализоваться разным проявлениям творчества, и другое — выносить каждую идею на обсуждение. На мой взгляд, чтобы сделать что-то новое, просто необходима воля. И делать что-то нужно иногда, закрыв глаза на другие мнения, потому что осуждающих среди наблюдателей может быть даже больше, чем равнодушных, а уже тем более тех, кто окажет поддержку.

— Действительно, существует определённое противостояние между экспертным мнением и мнением публики. И в последнее время, к недовольству экспертов, к общественности всё больше начинают прислушиваться — это даже определённый политический тренд. Но нужно понимать, что с мнением публики стоит обращаться осторожно, и преподносить или выносить на обсуждение те решения, которые предварительно проработаны профессионалами. А не просто спрашивать, не предлагая вариантов: чего вы ходите? Приведу простую аналогию. Если ребёнка спросить: “Что ты хочешь съесть?”, он скорее всего ответит: “Хочу кушать шоколадки и запивать колой”. Вот только если пойти на поводу этих желаний, скорее всего, будет печальный итог. Поэтому лучше спросить: “Хочешь ты яблоко или банан?” То и другое полезно для здоровья, рекомендовано диетологами, и при этом можно сделать выбор из вариантов, которые не навредят. Таким же образом можно и нужно поступать и с городским пространством, чтобы не кормить шоколадками и колой.

И ещё очень важный момент сегодняшнего дня: сейчас на федеральном уровне есть тренд, который направлен на стандартизацию решений.

— Да, сегодня разрабатываются типовые проекты школ, садиков…

— Не только. Разрабатываются стандарты, вводится индексация, чтобы через систему прописанных критериев повысить общий уровень городской среды. Но у этого очень позитивного явления может быть обратная сторона. Она заключается в том, что любые регламенты, в том числе и стандарты, это всё-таки ограничения, тормоза. Вот представьте себе автомобиль, в котором из органов управления есть только педаль тормоза и ручник. Вы можете управлять, тормозя либо педалью, либо рычагом. И всё.

— Но критериев может быть больше. Разве нельзя ещё что-то дать машине?

— Да, нужен руль, чтобы держать стратегическое направление. Нужна педаль газа, акселератор. В случае с городом акселератор — это создание условий, при которых возможны авторские, прорывные решения. Нам необходимо стимулирование творчества и нестандартных подходов.

— Таких, как с “Похищением Европы”, когда скульптуру неожиданно сняли с постамента и установили на мостовой? Да ещё и окружили фонтаном, который бьёт не в чаше, а практически из тротуара. В социальных сетях эту идею широко обсуждают, и поддержали такое решение далеко не все.

— Как я уже говорил, это естественно, что у каждого человека есть своё авторское мнение по поводу тех или иных архитектурных решений. И хорошо, что он пытается его высказать. Но в комментариях к моей публикации о том, что возле скульптуры отлаживают фонтаны, были, на мой взгляд, и совершенно парадоксальные высказывания. Например, что Предмостная площадь — это транспортный узел, и там не место для рекреационной зоны. Что фонтану и скульптуре место в саду, а не на оживлённой улице. Но я думаю, что в условиях современной урбанизации мы должны научится сочетать вещи, которые раньше разделяли. Город должен из сепаратора превращаться в миксер. И общественные пространства должны появляться там, где много людей. Они должны находится в гуще, где высокая антропогенная нагрузка, а не там, где пустырь и к скульптуре будут подходить три человека в неделю.

А вообще любая авторская вещь неизменно будет вызывать споры и дискуссии. Без вопросов обходятся только совсем очевидные решения, которые соответствуют общепринятым универсальным стандартам: мол, теперь у нас как в Европе или не хуже, чем в Москве. Понятно, что такие решения не будут вызывать дискуссий, и, с точки зрения политиков, они самые безопасные и удобные.

— Недавно в Красноярске прошли публичные слушания по Стратегии развития города до 2030 года. И один из участников высказал интересную мысль: сегодня провинция отстаёт от столицы на несколько десятков лет. Но если мы будем постоянно пытаться её догнать, мы никогда отставание не ликвидируем. А вот если пойдём по своему пути, придумаем что-то особенное, то сравняемся или даже вырвемся вперёд.

— С этим не поспоришь. Если мы пойдём по пути стандартизации или по пути бесконечного копирования, то, на мой взгляд, будем всегда отставать и проигрывать. И в первую очередь в конкуренции за человеческий ресурс. Нужно осознать, что сегодня битва за талантливых, креативных, умных людей идёт в мировом масштабе. Каждый, кто добивается успеха, может выбирать, где он будет жить: в Красноярске или в Барселоне, в Нью-Йорке, в Праге, в Хельсинки... Поэтому мы должны понимать: а чем мы можем быть не хуже других городов.

Да, мы находимся вдалеке от урбанистических центров, но вокруг Красноярска огромные природные территории. И это ресурс, который можно использовать. А ещё у нас уникальная река и острова, которые пока далеко не на сто процентов работают на город.

— Но Красноярск очень сильно преобразился перед Универсиадой. А впереди ещё одно большое событие — празднование 400-летия города. И это тоже возможность многое сделать.

— У нас есть девять лет. И чтобы за этот срок что-то сделать с городом, нам кроме тормозов нужен ещё и акселератор. Необходимы драйверы. Мы должны дать возможность тем людям, которые живут на этой территории, реализовать свою творческую энергию. Сделать так, чтобы местные таланты смогли полностью проявить себя.

— А какие акселераторы, двигающие развитие, есть в архитектуре?

— В этой сфере единственный механизм — архитектурные конкурсы. Но очень важно правильно их организовать. К сожалению, мы никак не можем научиться сделать так, чтобы жюри таких конкурсах было на самом деле профессиональным и авторитетным, и чтобы заказчик прислушивался к нему, не продавливая свою точку зрения. Чтобы проект, признанный победившим, был доведён до конца. Почему-то считается нормальным в определённый момент сказать спасибо автору прорывной идеи и назначить другую команду. В итоге неизбежно происходит искажение первоначальной идеи и ухудшение проекта. В мире такого практически никогда не бывает, там в подобном случае архитекторы просто идут в суд. Когда заказчик получает негативное общественное мнение, ему могут объявить бойкот. Мы до этого пока не дожили, но нужно всячески продвигать правильно организованные конкурсы. И воплощать в Красноярске авторские вещи, которые делаются местными талантами.

Востребованность человека — это ключевая вещь. Если человек на этой территории нужен, если он смог здесь реализоваться, значит, он здесь останется. И у нас будут работать амбициозные, молодые, талантливые, энергичные люди, которые умеют добиваться успеха в своём родном городе.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА