Детский район

Дети в соцсетях: зачем малышке просмотры

Плюсы и риски детской популярности в социальных сетях.

Дети в соцсетях: зачем малышке просмотры

С рождения эти малыши живут под прицелом родительского смартфона. Всё, что они делают, видит и оценивает многотысячная аудитория социальных сетей. Если хорошо понимаешь чужие ожидания, запросы и интересы, популярность и деньги приходят очень быстро. Блогерство сегодня вполне успешный и хорошо оплачиваемый вид деятельности.

Раскрутить и монетизировать можно любую тему. В том числе и детство. Так появляются популярные ребятишки-блогеры, юные звёзды соцсетей. С гордостью демонстрируется количество подписчиков, лайков и просмотров. Зачем это детям и родителям, в чём плюсы и риски известности — об интересном явлении мы поговорили с людьми, имеющими прямое отношение к масс-медиа.

С рождения в кадре

Дочь красноярского тележурналиста и блогера Юлии Жаровой Маша участвовать в различных проектах начала ещё до своего появления на свет. Юлия активно работала до последних месяцев беременности. Практически сразу после рождения Маша стала героем сюжетов и публикаций на детские темы. Девочке четыре года, и её уже персонально приглашают на съёмки в качестве модели. Сейчас Юлия Жарова находится в декретном отпуске со второй дочерью — Алисе ещё нет года. Своим опытом материнства журналистка делится на личной странице в Инстаграме.

— Дети разные, и не все, как говорится, рождены для славы. Прежде всего, нужно ориентироваться на личность ребёнка, — отмечает Юлия. — Я работаю на телевидении, люблю общение, творческие эксперименты, и мои дети тоже живут в этом. Маша обожает внимание, съёмки с ней всегда проходят легко и естественно. За четыре года она участвовала в пяти проектах, я часто рассказываю о дочери на своей странице. Алиса другая, она не такая открытая, как старшая сестра, осторожнее относится к посторонним. Она участвует в съёмках, но гораздо реже, чем Маша в её возрасте. Считаю, что ни в коем случае нельзя принуждать детей. Если ребёнок не готов к публичности, нельзя настаивать. К сожалению, некоторые родители используют детей для достижения собственных целей. Иногда кажется, что блогеры специально рожают детей, чтобы был повод для новых публикаций.

Юлия не стремится к глянцевому образу материнства и отмечает, что рада, когда её опыт помогает другим. Больше всего откликов вызывают искренние посты о том, что близко каждой семье. Роды, капризы ребёнка, рождение второго малыша и ревность старшего — эти ситуации знакомы многим мамам. Эмоциональные посты о том, что тревожит, радует или смешит, вызывают много комментариев.

В соцсетях без фанатизма

К Елене Кемлер известность пришла ещё до эпохи массового увлечения соцсетями. Медиаперсоной её сделала работа на красноярском телевидении в популярной развлекательной программе. Потребовалось всего несколько месяцев, чтобы лицо ведущей и её фамилию стали хорошо узнавать зрители. Елена к той формуле известности относится философски, отмечая, что телевидение — прекрасный трамплин и узнаваемость приходит достаточно быстро, если человек регулярно появляется на экране. Тринадцать лет назад, после завершения карьеры на ТВ, бывшая телеведущая нашла для себя новый профессиональный путь и стала экспертом в продвижении личных брендов. Сейчас Елена живёт в Новосибирске, консультирует как PR-наставник.

Ведение социальных сетей — сегодня и наука, и искусство. Это мощный инструмент в достижении цели стать узнаваемым и популярным, способ общаться со своей аудиторией. У кого-то есть талант к публичным выступлениям, пиару. Таким людям нравится быть на виду, выражать мнение, делиться впечатлениями, поэтому и продвижение себя, своих услуг у них получается легко и успешно. Но бывают ситуации, когда потребность присутствовать в соцсетях есть, а необходимых знаний и навыков недостаточно — тогда на помощь приходят уже специалисты в области масс-медиа. “Сфоткал — выложил — подписал — прокомментировал” — для успешного продвижения такой стратегии недостаточно. Образ в социальных сетях нужно выстраивать, уделяя внимание мельчайшим деталям. Принцип ведения детских страниц примерно такой же, как у взрослых.

— За годы работы за помощью в продвижении именно детских страниц ко мне обращались всего несколько раз, — рассказывает Елена Кемлер. — Среди юных клиентов, например, были десятилетняя девочка-модель, карьерой которой занималась мама, и шестнадцатилетний юноша-спортсмен. Не могу сказать, что дети-блогеры — явление массовое. Думаю, что в большинстве случаев это всё-таки родительские амбиции. Личные страницы есть у многих ребят, но чаще их используют для общения и развлечений. Публичность часто любят маленькие дети, а к подростковому возрасту они, наоборот, уже стремятся к закрытости.

Как отмечает наш эксперт, если вы хотите активно вести личную страницу, свою или ребёнка, спросите себя, для чего вам это нужно. Монетизировать умения, профессиональные качества и личное обаяние? Продвигать какие-то услуги, стать популярным и удовлетворить амбиции? Честный ответ и подскажет дальнейшую стратегию.

Елена Кемлер уверена, что при грамотном, разумном подходе Инстаграм и прочие популярные платформы становятся хорошими помощниками в достижении своих целей. А вот при фанатичном отношении, когда люди живут исключительно для красивых и эффектных фотографий, соцсети могут нанести серьёзный вред.

Личный профиль в Инстаграме есть и у младших детей Елены — восьмилетних двойняшек Стёпы и Миши. Парни они активные, озорные, увлекаются футболом, к тому же очень обаятельные и фотогеничные. Но мама, которая сама является экспертом в области масс-медиа, делать ребят публичными персонами пока не спешит.

— Страницу я создала по просьбе сыновей два года назад, — говорит Елена. — Они хотели выкладывать свои обзоры любимых игрушек. Сейчас я их страницу почти не веду и обновления на ней редки. На это необходимо много сил и времени. Хотя понимаю, что как раз футбол, которым серьёзно занимаются дети, мог бы стать хорошей и интересной темой. Возможно, в будущем займусь этим. Но, признаюсь, сейчас у моих сыновей нет свободного доступа в интернет. Игры, мультфильмы — всё это ограничено по времени. Мы строго разделяем реальную и виртуальную жизнь.

“Меня не растили звездой”

Известность и популярность — то, к чему в первую очередь стремятся родители маленьких инстазвёзд. Да и в целом хочется гордиться успехами своего ребёнка. Многие родители выкладывают на своих страницах медали, награды, школьные оценки детей. Но взрослым важно вовремя уловить ту самую тонкую границу, которую нельзя перешагивать. В этом и заключается родительская мудрость — постараться дать ребёнку самое лучшее, но уберечь от личных трагедий.

Александра Чугунова стала телезвездой местного телевидения в одиннадцать лет. В середине девяностых она была ведущей детской программы “Волшебный микрофон”. А в то время появиться на телеэкране было делом очень престижным. Позже девушка занялась сольной карьерой под творческим псевдонимом Саша Ч. Сейчас Александра работает и живёт в Москве. О времени на красноярском телевидении рассказывает с теплотой.

— Честно говоря, не помню тот момент, когда меня начали узнавать. Я особо не обращала на это внимания, — делится Александра. — Родители изначально правильно меня воспитывали и настраивали. К съёмкам я всегда относилась как к развлечению и работе, а последствия в виде славы были всего лишь побочным эффектом.

В Александре не взращивали звёздность. Девочка была очень загружена: бальные танцы, музыкальная школа, плавание, большой теннис, курсы истории. Сегодня дети, стремящиеся к известности, пристально следят за количеством лайков к постам и комментариям. В детстве Саши соцсетей ещё не было, да и, как говорит девушка сейчас, не горела желанием следить за тем, кто и где её узнал.

— Для меня большей радостью было получить коробку чупа-чупсов от спонсора программы, чем покрасоваться перед одноклассниками своим статусом, — вспоминает Александра. — Я просто работала ведущей, и не более того. Конфликтов с одноклассниками у меня никогда не было, а вот парочка учителей меня недолюбливала. Но судить не стану, пусть это останется на их совести.

Родителей, стремящихся во что бы то ни стало сделать своих детей популярными, девушка “монстрами” не считает. По её мнению, деньги в таких случаях не главная цель.

— Не думаю, что такими родителями руководит жажда наживы, — говорит Александра. — Скорее, вера в исключительность собственного ребёнка и желание им похвастаться. Другое дело, что это стремление часто до добра не доводит. Страдает психика ребёнка, который начинает верить в собственную исключительность. Хорошо, если у него действительно есть талант. В противном случае его быстро выбрасывает на обочину медиапространства и он оказывается не в силах смириться с таким положением. Кстати, такое бывает и с очень одарёнными детьми. Вопрос в том, чтобы родители смогли правильно настроить своё чадо, не позволяя ему слишком высоко взлететь. Ну и подстелить соломки на случай, если ребёнок упадёт.

Комментарий

Елена Торчевская, психолог:

— Мы уже не сможем оторвать детей от социальных сетей. Это наша реальность, и взрослые сами увлечены виртуальным общением. В увлечении соцсетями для ребёнка есть свои плюсы. Недавно я познакомилась с шестнадцатилетней девочкой, которая активно ведёт свой блог. Конечно, с телефоном она проводит круглые сутки. Но видно, как девочка постоянно генерирует интересные идеи, стремится найти что-то новое, учится грамотно и убедительно говорить, уверенно держаться перед камерой и аудиторией. В таких ситуациях соцсети помогают развивать качества, которые будут необходимы и в обычной жизни. Человек учится находить творческое решение разных задач, видеть детали, нестандартно мыслить. Кроме того, развивается умение общаться. Ребёнок становится более раскрепощённым, открытым.

Но есть и обратная сторона. Например, в одной из соцсетей регистрируются дети младшего школьного возраста. На месте родителей я была бы осторожнее. Ребята выкладывают там свои видеоролики, получают лайки и комментарии. А вы уверены, что всё это смотрят только дети, а не взрослые с нездоровой психикой?

Безусловно, есть риск, что ребёнку попадётся некачественный контент — примитивные, провокационные ролики, видео в принципе не предназначенное для детей. Но в любом случае родители должны интересоваться тем, что нравится ребенку и деликатно обсуждать это. Нужно объяснять, что у людей могут быть разные намерения – нельзя выполнять просьбы незнакомцев, отправлять фотографии. Что касается желания юных блогеров удивить своих подписчиков и интереса к сомнительным и опасным экспериментам: дети, стремящиеся поразить ровесников своей смелостью, были всегда, и до соцсетей. И здесь опять же важен родительский авторитет. Это ответственность семьи — объяснять ребёнку, что допустимо и нормально, а что опасно, некрасиво или вульгарно.

Ещё один риск — полное погружение в интернет. Уйти в виртуальную жизнь можно достаточно быстро, особенно если получаешь там то, чего не находишь в реальности. Дети начинают искать одобрения подписчиков, расстраиваться из-за негативных комментариев. Семья должна показать ребёнку то, что окружающий мир круче, шире, интереснее того, что видишь на экране.

А ещё предупредите ребёнка, что интернет помнит всё. Сегодня ты подростком, не задумываясь о последствиях, выложил глупое видео, а через несколько лет оно может всплыть самым неожиданным и неприятным образом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА