Моя история

По жизненной дороге на двух колёсах

Мотогонщик, сценарист, изобретатель и филантроп Александр Елагин о себе и своей работе.

По жизненной дороге на двух колёсах

Офис городской федерации мотоспорта мало похож на обычный. В небольшом помещении нет привычных компьютеров, принтеров и телефонов — по крайней мере, они не бросаются в глаза при входе. Зато здесь базируются художники, музыканты и поэты. “В творческой атмосфере работа идёт лучше”, — улыбается председатель федерации Александр Елагин. Его призвание — объединять искусство, спорт и технику в единое целое.

Берия поймал за руку

В семейном древе Александра Алексеевича можно найти много интересных фамилий. Его прямой предок — Пётр Петров, сибирский партизан, который в годы Гражданской войны возглавлял Степно-Баджейскую республику. Затем он уехал в Москву, дружил с Горьким, но вернулся в родную Сибирь, чтобы поднимать местную литературу. “Он в Иркутск переехал, там журнал был, в котором продвигали сибирских литераторов,рассказывает Елагин. — Там, к примеру, печатался поэт Игнатий Рождественский. Его дочь Лидия, журналист, — моя соседка”. Кстати, Пётр Петров родом из села Перовского — сейчас это Партизанское, где спустя десятилетия родился сам Александр.

Дедушка Елагина — почётный полярник, отец Алексей — военный лётчик на трассе “Аляска — Сибирь”, которого учили знаменитые Михаил Водопьянов и Сигизмунд Леваневский. Брат деда работал водителем в Кремле, и там же часто бывал его племянник. Есть семейная легенда: однажды Алексея поймал за руку Лаврентий Берия и отправил в школу диверсантов — постигать азы подрывной деятельности. Однако там ему быстро надоело: “Отец рассказывал, что даже кровать не заправлял — всё делали за него. Боялись, потому что сам Берия его заслал”. В итоге Алексей Елагин сбежал из Москвы на Север, забравшись в самолётный бомболюк.

Отслужив за полярным кругом несколько лет, отец нашего героя был демобилизован по состоянию здоровья. Причиной стал несчастный случай: на аэродроме взорвалась бомба, и военный лётчик наполовину утратил зрение. Чтобы не терять ценного кадра с инженерным образованием, его отправили на красноярский радиозавод — там он и щит ПВО разрабатывал, и мощнейший лазер конструировал, и самолёты-невидимки искал с помощью пассивной локации. Усилиями Алексея был разработан приёмник, который находил “Стелсы”, несмотря на четырёхкратное шумовое превышение.

— Меня папа тоже запихал в радиотехнический институт, — вспоминает Александр Елагин. — Я по его разработке писал диплом, показал преподавателю, а тот сказал: “Быть такого не может”. Не поверил ни в какую! И тройку мне влепил. Обидно было. Хотя штука реально работала.

“Воровать чужое — плохо”

Вся жизнь Александра Алексеевича связана с Красноярском — сюда он переехал из Партизанского, когда ему был месяц. И здесь же зародилась любовь к технике. Вспоминает: отец сажал его на какой-то старенький мотороллер ещё в четыре года.

Правда, мотоциклистом Елагин мог и не стать — увлекался горными лыжами. С первого до седьмого класса он катался на Сопке, пока не получил серьёзную травму. “Поспорил со старшими пацанами, что на большой скорости съеду с горы, — в итоге не справился и вылетел с трассы, ногу себе сломал”. Вернуться в лыжи Елагин так и не смог — после реабилитации отец привёл его в детскую школу мотоспорта, которая базировалась в Николаевке.

Новый вид деятельности подросток Саша освоил на отлично. Уже через месяц он попал в сборную края, которая отправилась в Москву на чемпионат СССР. Однако до соревнований мотоциклисты так и не доехали — на полпути самолёт развернули. “На дворе — лето 1980-го, Олимпиада, жёсткие требования безопасности”. После этого сборную расформировали, и Елагин вновь остался не у дел.


Пришлось действовать самостоятельно. Александр сел на дорожный мотоцикл и стал байкером — в советские годы их называли рокерами. Параллельно с рассеканием по улицам он работал в молодёжном центре “Спектр” при комсомоле. “Мне выделили помещение в Доме культуры в Академгородке, я там курировал и спорт, и культуру,вспоминает Елагин. — Набрал себе каратистов, они у меня занимались и заодно территорию охраняли. Мы их дружинниками называли”. Так продолжалось до перестройки, когда финансирование “Спектра” резко сократилось.

В девяностые годы выживать приходилось всеми силами. Александр три года занимался перегоном машин на Дальнем Востоке, а затем вернулся в родной Академгородок — здесь отцу выделили землю, и он на ней организовал стоянку. “У него академики работали, профессора — все хотели кушать, а денег не было. Люди с высшим образованием и учёными степенями машины чинили”. К ним присоединился выпускник радиотехнического института Елагин, который разбирал двигатели автомобилей. И в них он нашёл слабое место.

— Есть такая деталь, как головка блока цилиндров, — поясняет Александр Алексеевич. — Раньше в ней было столько неисправностей — двигатели ломались, хоть грузовиками вывози! Я придумал свою разработку, которая снижала количество поломок. По сути, изобрёл эту деталь заново. Оформил патент, выставил его на Красноярской ярмарке, им заинтересовались немцы, и я создал своё опытное предприятие. Оно до сих пор меня кормит.

Правда, не обошлось без проблем. Сотрудники Елагина украли патент и начали на нём зарабатывать деньги через новое юридическое лицо. Пришлось судиться. По словам Александра, это был первый случай за Уралом, когда спор об интеллектуальной собственности зашёл так далеко. “Провели экспертизу, в той фирме во всём сознались, и её закрыли на полгода. Они потом всё свалили на своего сотрудника, ему срок грозил, но я разошёлся с ним полюбовно. У меня не было цели кого-то посадить, главное — доказать, что воровать чужие идеи плохо”.

На месте, где работал Суриков

Ещё до перестройки, когда Елагин ходил в рокерах, он создал свой мотоклуб “Скиф”, куда набирал всех желающих. За пять лет команда, начинавшая в уличных гонках, доросла до чемпиона страны. Приходилось, конечно, нелегко. “Я в 17 лет ездил в классах, которые начинаются в 18. Там опытные мужики гоняли — куда мне с ними состязаться?” Тем не менее в крае и Сибири “Скифу” равных не было.

В “новой России” гонки ушли на второй план, и Елагин на время бросил мотоспорт. Вернулся только в 2004 году, когда решил сесть на старого двухколёсного друга и махнуть на соревнования в Новосибирск. “Приезжаю, а там из Красноярска никого. Я в шоке — как так-то? Пообщался с местными ребятами, и они предложили мне создать красноярскую федерацию и помочь в организационных вопросах. Я согласился, вернулся домой и занялся этим делом”.

Так в Красноярске появилась собственная мотоциклетная федерация. Конечно, без трудностей не обошлось: гонщикам приходилось тренироваться где попало, потому что своего стадиона не было. Резкий перелом в судьбе федерации произошёл в 2006 году, когда на “Рассвете” прошёл первый фестиваль “Зимний вираж”.

— Мы собрали все мотоциклы, которые у нас были на ходу, и сделали классное шоу, — вспоминает Елагин. — Фестиваль длился шесть часов, и никто из зрителей не ушёл раньше времени — стадион был битком! Администрация города, увидев такой ажиотаж, разрешила нам открыть мотоциклетное отделение в школе “Юность”.

Постепенно направление развивалось, однако отношения с новым руководством не сложились. В мотоспорте, признаётся Александр Алексеевич, сложно найти квалифицированные кадры — в основном на занятия ходят трудные подростки, для которых образование не в приоритете. К тому же “Юность” — больше игровая школа, волейбольная, и технические виды спорта для неё были в диковинку. Кроме того, заглох вопрос со строительством нового стадиона: Елагин хотел, чтобы он появился на въезде в Красноярск со стороны Емельяново, однако к его словам не прислушались. “Устав бороться, в 2015 году я ушёл из федерации”.

Но расставание оказалось недолгим. Елагин создал свой мототеатр, где объединил технику с искусством. После гастролей по России на деятеля вышли в Красспорте и предложили возобновить сотрудничество, передав ему в пользование стадион “Сибирь” на улице Рейдовой. Теперь красноярские мотоциклисты базируются именно там и ищут в этом плюсы.

— Я начал изучать историю этого места и обнаружил, что там стояло казачье поселение Ладейское, где Суриков писал “Взятие снежного городка”. Поднял архивы, подключил историков. Оказалось, Ладейка была восточными воротами Красноярска, и её поставили казаки Дубенского, чтобы восточные племена не беспокоили, — рассказывает Александр Елагин. — Мы договорились с администрацией, и теперь наш мотофестиваль “Зимний вираж” будет в программе Суриковского фестиваля. Также на стадионе “Сибирь” развивается бренд братьев Ивановых — наших легендарных гонщиков.

Не выпрыгнул — подходишь

Сейчас под присмотром Елагина находятся городская и краевая федерации мотоспорта. Развиваются классические гонки, мотокросс, соревнования на льду и другие виды. На “Сибири” бесплатно занимаются 25 детей, которые учатся вождению и ездят на соревнования. Также Александр Алексеевич возродил такое направление, как мотогонки с колясками.

— Раньше как брали в клуб? Сажали человека в коляску. Если до первого поворота не выпрыгнул, то подходит, — смеётся Елагин. — Бывает, что человек психологически не выдерживает и выпрыгивает. А это опасно для водителя, который теряет управление и может получить травмы. Тут уже важна слаженная работа экипажа.

Со стадиона “Сибирь” в большой свет вышли Александр Старостин и Тимур Петрашин, причём второй уже катается за сборную России. Правда, в Красноярске он появляется редко — переехал в другой регион. Здесь же остался его младший брат Савелий, и сейчас федерация прилагает все усилия, чтобы не упустить юный талант. “Конечно, мы хотим, чтобы пацаны ездили за Красноярск”,говорит Елагин. В мотошколе с детьми работает Александр Маслов, который ранее сам неоднократно участвовал в крупных всероссийских заездах.

Но мотоспорт неинтересен, если только тренироваться. Главное, как считает наш собеседник, — зрелищность и шоу. На этих принципах построен “Зимний вираж” и вся работа мототеатра. Даже в обычные соревнования можно внести изюминку, если проводить их вечером при искусственном освещении.

— Фотографии с наших выступлений попадают в мировые СМИ, — рассказывает Елагин. — В нашем офисе работает художник и мой друг Василий Слонов, он часто кого-то зовёт. Илья Наймушин нас в “Рейтерсе” пиарил. Потому что красиво и необычно.

Без боевиков

Сам Александр Алексеевич, кстати, тоже умеет выполнять трюки. В прошлом году он стал участником шоу “Россия рулит!” на одном из федеральных каналов, где делал различные фокусы на машине, к примеру ездил на двух колёсах. Победить не удалось, но эмоции остались. “Там в жюри сидел гонщик “Формулы-1” Виталий Петров. Конечно, было непросто: ты пытаешься сконцентрироваться, а вокруг тебя куча камер, и ещё покрытие не совсем подходит для трюков. Плюс в машине были смещены опрокидыватели, и она могла поменять направление в любой момент. Но ничего, справился”. До сих пор в соцсетях Елагина стоит статус: “Россия всегда и везде рулит!”.

— Был случай, когда мы выступали в Центральном парке, — добавляет Александр. — Мне полиция запретила ездить на машине, потому что места не хватало, а я встал на два колеса и развернулся буквально на клочке земли — все, конечно, удивились. Потом пожарные пришли — я думал, что с претензиями, а они хотели узнать, как вообще такое возможно. При желании можно проехать на машине по любой тропинке.

В своих выступлениях мототеатр использует древнюю мифологию, основанную на битве с драконом. Все сценарии пишет сам Александр Алексеевич. Обычно дракон борется с гонщиками, защищая свою невесту, но в конце проигрывает. “Идея должна быть со смыслом. Борьба с драконом изображена на гербе России. Только у нас он ещё и ездит, извергает огонь и выполняет трюки”. Роль дракона обычно выполняет старенькая “шестёрка” или списанный мотоцикл с коляской.

В шоу участвуют не только трюкачи и мотогонщики, но и музыканты, художники и артисты. Все они создают свои шедевры в офисе мотоциклетной федерации в Академгородке. “Спорт и творчество должны идти вместе”, — считает Елагин.

Помимо сценариев и постановок, мотогонщик снимается в фильмах как каскадёр и делает для них пиротехнические эффекты. Но не все идеи ему нравятся. “Мы с командой снимали фильм о войне для местного телевидения. Показали историю, рассказали о тех событиях. А после этого пошли предложения сниматься в боевиках. Зачем оно мне надо? Я всегда отвечаю: ребята, переходите на позитивное, тогда и поговорим”.

Смотреть в одну сторону

Свою работу Александр Елагин не представляет без супруги Кристины. Она у него и секретарь, и пресс-атташе, и постановщик трюков — всё, в чём нужна поддержка, лежит на Кристине.

— Я выбираю себе спутника жизни, с которым буду смотреть в одну сторону, — рассказывает мотогонщик. — Вот с моей женой у меня всё получается, потому что одинаковые взгляды. Мы на всех выступлениях вместе, у неё даже есть свой номер — Кристина крутит большой огненный кубик. Не у каждого мужчины такое получится! Она мне помогает организовывать шоу, у неё есть творческий опыт — десять лет в народных танцах. Дочку тоже везде с собой берём — она пока маленькая, но ей всё интересно.

За счёт собственного бизнеса Александр Елагин финансирует федерацию, мототеатр и благотворительные проекты. В частности, он внёс большой вклад в обустройство территории, который примыкает к стадиону “Сибирь” в районе двух домов на улице Рейдовой. Сейчас сквер носит имя Елены Курамшиной — директора спортивной школы “Спутник” и депутата горсовета, которая скоропостижно скончалась в этом году.

В будущем Елагин хочет снять фильм об истории Красноярска и его окрестностей. “Можно, например, про Чёрную сопку рассказать, которой несколько тысяч лет. Или про нашу золотодобычу. Даже на гербе города есть лев с лопатой — символ промышленности. Почему бы про это не снять хорошее историческое кино?

На одном из фестивалей “Зимний вираж” произошёл забавный случай. В Красноярск приехал оркестр из Тувы, который хотел показать своё шоу с элементами шаманизма. Артисты обратились к куратору фестиваля, однако между ними произошло недопонимание.

— Они подходят, спрашивают: “А можно мы осветим мероприятие?” Им отвечают: “Зачем? У нас свои журналисты есть”. Только потом выяснилось, что они хотели освятить наш фестиваль, обряд провести! — смеётся Александр Елагин. — В итоге всё разрешилось, ребята сделали свой номер, а затем нас позвали к себе. В Туве есть крупный фестиваль “Устуу-Хурээ”, и мы его закрывали со своим мототеатром. Только пришлось немного поменять концепцию: это у нас дракон олицетворяет зло, а там он прародитель, отец вселенной.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА