Новости

“Шеф, два счетчика"

“Шеф, два счетчика"

Подсчитать, сколько частников ежедневно выезжает на дорогу для отлова пассажиров, — невозможно. Для этого нужно подсчитать все “тазы” в городе. Плюс все “Волги” и владельцев стареньких иномарок. К этому числу можно смело добавить тысячи “разовых” бомбил, от случая к случаю подвозящих пассажиров. По данным разных источников, до 30 процентов перевозок в Красноярске осуществляют таксисты-нелегалы.

В застойные времена работа таксиста считалась очень престижной: ежемесячная зарплата шофера с чаевыми в конце 80-х годов достигала в Красноярске 400—500 рублей при среднегородской зарплате в 150 рублей. В начале 90-х годов, когда рынок стал свободным, таксисты перестали быть кастой. На их бизнес совершили дерзкое и успешное покушение частные извозчики, которые подвозили клиента в два, а то и в три раза дешевле. И почти крах ожидал таксистов с появлением конкурентов — маршрутных такси — к концу 90-х на улицы города вышли ПАЗики. Маршрутные перевозчики для таксистов и даже частников стали классовым врагом. Сегодня за 30 рублей, сменив три номера коммерческого транспорта, любой красноярец может проехать из одного конца города в другой. Только после полуночи, когда маршрутки заканчивают трудовой день, начинается время “шашечек”. К незнакомому частнику в два часа ночи даже за приемлемую таксу решится сесть не каждый. В светлое же время суток таксисты обычно паркуют машину в бойком месте, в основном на остановках общественного транспорта, и ждут команды диспетчера. Как правило, “наемный” водитель на своем авто работает в одну смену по 9—10 часов. Есть и так называемый “план” — четко установленный процент с заказа, остальное — водителю. Бензин и запчасти — за свой счет.

По информации заместителя руководителя управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому АО Валерия Краевского, еще три года назад в Красноярске на рынке такси работало 25—27 лицензированных компаний, сегодня — больше ста. В 2005 году было отменено обязательное лицензирование этого вида деятельности и на “большую дорогу” вышли все, кто имеет четыре колеса и баранку в руках. Такое положение дел не устраивает ни администрацию города, ни серьезных бизнесменов этого рынка, ни пассажиров.

Для “залетных” перевозчиков таксисты, занимающиеся извозом профессионально, даже придумали классификацию: “бомбилы” — те, кто стоит на вокзалах и в аэропортах и в буквальном смысле слова “бомбит” потребителя высокими ценами. “Бордюрщики” — таксисты-одиночки, работающие от бордюра. И “огурцы” — время от времени выезжающие подзаработать на своих машинах горожане. Никто из перечисленных категорий не дает гарантий безопасности пассажиру и даже не отвечает за исправность собственного транспортного средства. Нет лицензирования — нет контроля, считает заместитель начальника департамента транспорта администрации Красноярска Владимир Миргунов: “В департамент транспорта горожане часто обращаются с жалобами на работу такси. А мы ничего не можем сделать — это вне нашей компетенции. С отменой лицензирования ушли в прошлое и нормы, которые заставляют лицензиата, пришедшего в бизнес, обеспечить безопасность и качество перевозок, иметь профессионально подготовленных водителей, исполняющих режим труда и отдыха, выпускать на линию технически исправные автомобили, систематически и планово проводить их технические осмотры”. Легитимные предприятия больше не хотят мириться с “дикими извозчиками”, которые не только устраивают ценовой демпинг, но и низким качеством услуг формируют негативное отношение к службе такси у потребителя. Как заявил генеральный директор одной из таксомоторных фирм города Анатолий Луханин, обязательное лицензирование могло бы “отсечь” ряд недобросовестных фирм, которые мешают крупным перевозчикам заниматься бизнесом: “Нелегальные службы такси, которые правильнее назвать звонковыми центрами, не только не несут никакой ответственности за безопасность пассажира и создают аварийные ситуации на дорогах города, но и снижают общую рентабельность бизнеса. Сегодня, чтобы работать таксистом и даже вести таксомоторный бизнес, достаточно иметь водительские права и свидетельство индивидуального предпринимателя. А это очень сложный бизнес, требующий грамотного подхода и большой ответственности”. С ним согласен и Владимир Миргунов: “Отменять лицензирование многих видов услуг на транспорте, который сам по себе является объектом повышенной опасности, в угоду либерализации предпринимательской деятельности было не только ошибочно, но и преступно”.

Поэтому сегодня, в целях упорядочения этого вида деятельности в недрах департамента транспорта администрации Красноярска разрабатывается проект постановления “О легковых таксомоторных перевозках”. Проект постановления включает в себя три положения: о регламентации перевозок, о стоянках для такси и о добровольной аккредитации перевозчиков.

Пока об этом постановлении в департаменте говорят с осторожностью: запущена процедура его согласования с нормами федерального законодательства. По мнению разработчиков, документ, над которым ведется кропотливая работа, станет наиболее эффективным способом правового упорядочения деятельности местных таксистов. По словам Владимира Миргунова, при разработке документа учитывался положительный опыт “первопроходцев” в этой области: “Определены основные принципы, взятые из реальной жизни. Учтены предложения горожан и самих участников рынка, опыт других городов — Москвы, Петербурга, Краснодара, где уже приняты подобные законы”.

По мнению авторов регламентирующего постановления, вводимые нормы могут повлиять на изменение числа перевозчиков и однозначно повысят качество их работы. А также разрешат некоторые вопросы, связанные с безопасностью дорожного движения в городе. С принятием изменений в регламент пассажирских перевозок, будущее такси рисуется в розовом цвете. Сторонники перемен заявляют: если не принять экстренных мер, то число аварий с участием такси будет только расти, а государственная казна будет по-прежнему пустовать, ведь налогов никто из “диких извозчиков” платить и не думает. Остается надеяться, что времена, когда пьяный таксист за рулем собственной “копейки”, разваливающейся на ходу, станет явлением редким, уже не за горами.

Справка

За 2-й квартал 2007 года в России, по данным ГИБДД, произошло 41 356 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 5 624 человека погибли, а 50 488 человек получили ранения. 1 937 ДТП произошло по вине водителей. В среднем по России более 60 процентов всех ДТП происходит с участием такси — правда, в эту цифру включены и такси маршрутные. Отдельной статистики о виновности в авариях водителей городского такси не ведется.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА