Безопасность и правопорядок

«Да мне до дома — двести метров». Как оправдываются нетрезвые водители и чем возмущены родители-нарушители

«Городские новости» провели один день с сотрудниками полка ДПС ГИБДД города.

«Да мне до дома — двести метров». Как оправдываются нетрезвые водители и чем возмущены родители-нарушители

Более пятидесяти дорожно-транспортных происшествий в день в среднем оформляют сотрудники полка ДПС ГИБДД города. Плюс не меньше трёх сотен нарушений. Даже в относительно спокойный день, без крупных происшествий с пострадавшими, требуются огромные усилия, чтобы не допускать хаоса и сохранять порядок на дорогах большого города.

Мы провели несколько часов с одним из экипажей, патрулирующих Красноярск, и узнали, как вычисляют в потоке подозрительные автомобили, куда родители-нарушители прячут в салоне детей и в каком состоянии иногда пребывают водители.

Резвые и дерзкие

На службе инспекторы с семи утра, в восемь проходит краткая планёрка, где объясняется ситуация за сутки и ставятся задачи на текущую смену. После экипаж выезжает на городские улицы.

Мы отправились на дежурство с сотрудниками полка Артёмом Тонких и Антоном Самонченко.

Наша первая точка маршрута — участок на Карла Маркса, напротив “Луча”. Место очень оживлённое с раннего утра и до позднего вечера. Для пешеходов здесь есть наземный регулируемый и подземный переходы, и расстояние между ними вроде бы невелико.

Меня всегда удивляли люди, уверенно пересекающие проезжую часть на красный прямо перед потоком транспорта. Не раз наблюдала, как некоторые отважные граждане как будто специально ждут, чтобы автомобиль подъехал ближе, и кидаются перебегать дорогу. Что удивило в этот раз: пешеходы-нарушители не обращают внимания даже на экипаж ДПС. Вот пожилая женщина с большими сумками, рулонами обоев, которые перекрывают ей обзор, пересекает на красный Карла Маркса. На автомобили она не смотрит в принципе и, видимо, уверена, что машины в случае чего мгновенно остановятся. На требование не нарушать правила женщина небрежно машет рукой, садится в автобус и гордо уезжает. Вот тоже уже немолодой мужчина резво бежит через дорогу, но, вероятно, что-то в этот момент осознав, начинает метаться по проезжей части. В таких ситуациях остаётся надеяться лишь на опыт водителей, которые смогут вовремя сориентироваться.

Также на этом участке патруль остановил несколько затонированных автомобилей, плёнка на которых была даже на лобовом стекле. Выглядит это дерзко и подозрительно. Как кратко пояснил один из водителей, тонировка — для собственного комфорта. Так сказать, защита от яркого солнца и чужих взглядов. Но требования к степени затенённости стёкол транспортного средства основаны на правилах безопасности. Обзор при чёрной тонировке лобового значительно ухудшается, а при плохих погодных условиях сразу увеличивается риск аварии.

Первый раз остановили

В одном из автомобилей, который остановил патруль, сидели сразу двое непристёгнутых детей. Водитель — весёлая и доброжелательная женщина — покаялась и попыталась объяснить нарушение тем, что “едем мы издалека, из деревни, устали, ребятишки выходили в туалет и потом забыли пристегнуться”. А ехать, мол, до дома осталось всего-то двести метров.

— Вообще, я дисциплинированный водитель, первый раз в жизни остановили, — говорит женщина.

— А стаж какой?

— Шесть месяцев.

По словам сотрудников полка, большинство красноярских родителей заботятся о безопасности детей и устанавливают в салоне удерживающие устройства. Но все ещё встречаются отцы и матери, которые убеждены в том, что риски сильно преувеличены.

“Вы устанавливаете детское кресло не для инспектора, это прежде всего безопасность вашего собственного ребёнка”, — каждый раз объясняют дорожные полицейские таким родителям. Например, был случай, когда мама прятала малыша на заднем сидении, для надёжности завернув в плед. Другая пыталась укрыть кроху на полу салона, ещё накидав сверху для конспирации каких-то пакетов. Ещё один вопиющий случай произошёл возле крупного магазина: вышел молодой мужчина, сел за руль, начал петлять. Когда его остановили, выяснилось, что и сам он нетрезв, и жена в салоне держит совсем маленького ребёнка на руках. Оба супруга страшно возмущались тем, что их остановили.

Вычислить нарушителя

Как в плотном потоке инспекторы вычисляют подозрительный автомобиль? Есть несколько характеристик, на которые обязательно обратят внимание, плюс опыт и интуиция. Вообще, очень часто нарушители выдают себя сами поведением на дороге. Начинают метаться, суетливо перестраиваться, пытаться стать незаметными для патруля и оттого ещё больше привлекают внимание. Есть один почти стопроцентный признак того, что за рулём нетрезвый человек, но раскрывать его мы не будем. Водителя, употребившего алкоголь, при личном общении видно сразу.

Сложнее определить наркотическое опьянение, поскольку характерного запаха спиртного нет. Признаков много, часто такие люди пытаются сослаться на плохое самочувствие, усталость, недосып. Но опытного сотрудника полка не обмануть. В любой подозрительной или спорной ситуации водителю предложат пройти медицинское освидетельствование.

Иногда нарушители пытаются исправить ситуацию за секунды. Подан сигнал остановиться, и за эти несколько метров, пока авто завершает движение, водители судорожно пристёгивают детей, на ходу отдирают тонировку от стёкол, сосредоточенно жуют жвачку, освежая дыхание.

Вас записывают

На одной из зебр патруль останавливает несколько машин подряд. Поворачивая, они не пропускают пешеходов. У кого-то из водителей своё видение ситуации, и люди пытаются поспорить.

С 2014 года все патрульные автомобили оборудованы системами видеонаблюдения. Конечно, поначалу работать под постоянным и пристальным контролем было не слишком комфортно. Но уже скоро стало понятно, что видеозапись позволяет разбираться в спорных и конфликтных ситуациях, которых возникает немало.Как-то одна девушка, которую задержали нетрезвой за рулём, пожаловалась на действия сотрудников инспекции. Начали разбираться, включили запись, нарушительница посмотрела первые секунды на себя со стороны — и “Ой, всё — выключайте, я со всем согласна”.

Съёмки ситуаций, которые возникают в работе, иногда похожи на кадры боевиков: погони, драки, угрозы со стороны водителей.

Ещё лет десять назад инспекторам часто доводилось слышать от нарушителей: “Завтра ты здесь больше не работаешь” — пьяные водители особенно любили угрожать мифическими связями и знакомствами. Сейчас таких ситуаций гораздо меньше. Но всё равно встречаются люди, будто выпавшие со своими угрозами откуда-то из 90-х. Но разобраться потом в том, что произошло и как шёл диалог, как раз и позволяет видеофиксация.

Кроме того, в работе помогает современное оборудование. Раньше, чтобы проверить водителя и транспортное средство, данные передавали в дежурную часть, откуда был доступ к общей базе. Сейчас у каждого патруля есть планшет, с помощью которого можно получить информацию о человеке и автомобиле. Вводишь данные — и сразу перед глазами таблица, где всё отражено. Очень удобная технология, значительно сократившая время проверки.

Упал, уполз, уснул

Накануне дежурства нашего экипажа стало известно, что один из сотрудников полка пострадал от действия пьяного нарушителя. Задержанный кинулся в драку, инспектор получил перелом.

Нетрезвые водители — особая категория нарушителей. Нам они в будний день не встретились, но пьяных за рулём задерживают каждые выходные.

Про подобных персонажей инспекторы могут рассказать немало историй. Есть очень агрессивные нарушители. Они хоть и нетрезвы, но крепко стоят на ногах, вступают в драку, пытаются вырвать документы и порвать их, пробуют убежать. Но практически у каждого патруля была ситуация, когда с нарушителем и разговаривать-то невозможно. Открываешь дверь автомобиля, а человек выпадает из салона, пытается уползти, мычит, пинается и позже, разомлев в салоне патрульной машины, крепко засыпает. Всё это могло бы даже показаться забавным, если бы не тот факт, что в подобном состоянии человек управляет транспортным средством.

Ещё одна категория граждан, которые часто провоцируют на конфликт, — подвыпившие спутницы подвыпивших водителей. Дамы, как правило, громко возмущаются якобы неправомерными действиями инспекторов: “Нам тут сто метров до дома осталось доехать, отпустите сейчас же!” Нередко возникают ситуации, когда женщины пытаются кулаками отбить свою вторую половину. Пьяные дамы могут быть весьма эмоциональны и агрессивны.

У людей, которые позволяют себе сесть нетрезвыми за руль, нет какой-то единой характеристики. Нарушители совершенно разные и по возрасту, и по социальному статусу.

В полку вспоминают случай о новоиспечённом водителе, который наслаждался своим статусом всего один день. Мужчина получил права и поехал отмечать это с друзьями. Выпил, сел за руль и повёз развозить приятелей. Нарушителя остановили, прав его, естественно, лишили. Водитель потом очень грустил, что так всё нелепо вышло.

“Только маме не говорите”

На одной из улиц прямо на патрульный автомобиль выскакивает мальчишка на самокате. Какое-то время ребёнок не замечает машину инспекторов и несётся по проезжей части. Увидев, останавливается, и на лице подростка сразу страх и отчаяние. Как выяснилось, больше всего в этой ситуации ребёнок опасается гнева родителей.

“Только маме не говорите”, — умоляет юный нарушитель. Но сообщить всё-таки придётся. Инспектор приветлив, но строг и спрашивает номер родителей. Сначала мальчишка оправдывается, что телефон мамы наизусть не помнит, но потом всё-таки “находит” его в контактах своего сотового.

— Первое, с чего начинаем телефонный разговор с родителями в таких случаях, — сразу говорим: не волнуйтесь, с ребёнком всё в порядке, — рассказывают инспекторы. — Но объясняем, что он нарушил правила и рисковал своей жизнью. Как правило, взрослые эту информацию принимают адекватно, обещают, что побеседуют с ребёнком, благодарят за предупреждение. Только одна мама однажды попыталась поскандалить по телефону, возмущаясь тем, что мы посмели остановить её ребёнка.

Штраф за проступок юного нарушителя, который попался нам, родителям не грозит. Инспекторы ограничились беседой с мамой. Действенным наказанием для мальчика станет уже разговор с ней.

Служба

В этом году 2 сентября красноярскому полку ДПС исполняется пятьдесят лет. В первый год образования в нём числилось два автомобиля и семь мотоциклов. Инспекторы часто выходили в наряд пешком.

Сегодня это крупное подразделение, обеспечивающее порядок на городских улицах. Транспорта на дорогах с каждым годом всё больше, а значит, и нагрузка на инспекторов постоянно растёт.

В полку служат 503 человека, на балансе подразделения 137 автомобилей.

Важно

В правилах дорожной безопасности есть требования, к которым некоторые водители и пассажиры почему-то относятся без должного внимания. Например:

Использование телефона за рулём

Как поясняют инспекторы, при телефонном разговоре внимание водителя рассеяно, мысли отвлечены от дороги и концентрация внимания ослабевает. К тому же если человек не пользуется гарнитурой, рука тоже занята, и во время беседы может возникнуть аварийная ситуация. Держа телефон, водитель не сможет быстро среагировать.

В этом месяце инспекторы привлекли к ответственности за использование телефона за рулём более 300 водителей. Штраф за правонарушение составляет 1 500 рублей.

Переход в неположенном месте

Очень опасное правонарушение, последствия приводят не только к серьёзным травмам, но и к гибели пешеходов.

За семь месяцев этого года за переход в неположенном месте оштрафовано 2 746 нарушителей. С участием пешеходов произошло 186 ДТП, в результате которых 11 человек погибли и 183 получили травмы. Штраф за правонарушение составляет 500 рублей.

Тонировка

В этом году сотрудниками полка ДПС выявлено 7 852 нарушения правил тонировки. Многие водители ошибочно полагают, что могут как угодно изменять светопропускаемость стёкол.

Автомобиль — средство повышенной опасности. Чрезмерная тонировка существенно снижает видимость. В сумеречное время или во время осадков можно просто не заметить автомобиль или пешехода. Штраф за правонарушение составляет 500 рублей.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА