Новости

Великий и могучий...

Великий и могучий...

Без знания иностранного языка сейчас никуда

Не знать иностранный язык — хотя бы один — сегодня не столько стыдно, сколько крайне неудобно. Тот же английский повсюду. Компьютерные программы, этикетки на товарах, профессиональные термины, песни любимых исполнителей... Не говоря уже о том, что карьерные продвижения становятся невозможными без знания иностранного. Да и просто всегда приятно блеснуть своими познаниями в беседе с приезжими гостями.

Расширяем сознание

Вряд ли кто-то будет спорить о важности владения языками.

— При изучении иностранного языка мы формируем так называемую вторичную языковую личность, — говорит Наталья Масалова, заведующая кафедрой иностранных языков гимназии © 6. — Мы выросли в России и имеем свою ментальность, свое представление о мире. Жители других государств воспринимают все совершенно по-другому. Мы понимаем это, когда отправляем детей на заграничные стажировки. При изучении языка расширяются рамки сознания, восприятия. Чем больше человек осваивает иностранных языков, тем шире его картина мира.

При этом результат обучения зависит от массы факторов. Но прежде вы должны определиться, какую цель преследуете. Перекинуться фразами с обслуживающим персоналом на курорте — это одно и совсем другое — полноценно вести диалоги с деловыми партнерами. Кстати, если вы решили заниматься на платных курсах, педагоги при ознакомительной беседе должны обязательно спросить вас о целях изучения.

Освоение языка настолько серьезное дело, что даже к школьной программе появились более высокие требования. Например, в прошлом году на экзамене от выпускника сначала требовалось прочитать, перевести и пересказать предложенный текст, вторым вопросом был тематический монолог. Помните, наверное, из собственного детства — “Моя семья”, “Праздники”, “Рассказ о себе”. В этом году появился третий, уже более сложный вопрос, предполагающий конкретное ситуативное общение. В этом случае от ребенка требуются коммуникативные навыки. Если темы монологов можно выучить, то во время диалога придется импровизировать вместе с учителем.

Метод для ленивых

Если вы еще сами не дозрели до уроков иностранного, всячески поощряйте интерес к языкам у своего ребенка. Впрочем, школы с углубленным изучением того или иного языка всегда были популярны и авторитетны.

— Чтобы эффективно преподавать языки, школе необходимо быть открытой, — уверена Наталья Масалова. — А это значит: выписывать иностранную литературу, активно общаться с носителями языка, приглашать их к себе и иметь возможность вывозить детей.

Проблемы изучения иностранного языка в школах есть. К примеру, из-за малой наполняемости некоторых классов ребят невозможно разделить на две небольшие группы, вот и приходится учителям работать одновременно с двумя десятками детей. А это при изучении иностранного крайне сложно, поскольку за время урока нужно не только дать теорию, но и индивидуально проговорить фразы с каждым.

Рекомендованные учебные пособия тоже зачастую не соответствуют сегодняшнему требованию к уровню знаний. Творческим учителям приходится по-своему перерабатывать морально устаревшие учебники.

Посещать ли дополнительные курсы, обращаться к репетиторам и не пойдут ли эти знания вразрез школьным, — интересуются многие родители. — Обычно дополнительные занятия выбирают дети, планирующие продолжить учебу за границей либо на вузовских специальностях, где предполагается углубленное изучение языка. Выбор метода обычно зависит от подготовки детей, по какой системе они обучались в начальной школе и, конечно, целей. Технологий и методов изучения иностранных языков сейчас сотни.

— Курсов, школ, лингвистических центров сейчас очень много, — говорит Татьяна Бабак, заведующая кафедрой английской филологии КГПУ. — Выбирайте по личным рекомендациям тех, кто уже прошел там обучение. Методик тоже сейчас огромное количество, разобраться в них вам будет непросто. Однако в этом нет необходимости, поскольку ее нужно не только знать, но и уметь грамотно применять.

Выбирая курсы и методики, ориентируйтесь следующим образом. Если вам необходимо быстро освоить язык, например для турпоездки либо общения с иностранными друзьями, не бойтесь экспериментальных технологий. Однако если знание языка вам необходимо для поступления в международный вуз или для работы за рубежом, обращайтесь к классическим школам.

Какой бы эффективной ни была методика, без самостоятельной работы в изучении иностранного языка никак не обойтись. Двухчасовые занятия два-три раза в неделю дают основные знания, а вот слова придется зубрить.

— Объем усилий и времени зависит от поставленных задач. Так, если иностранный язык необходим вам как профессиональный, на его изучение уйдет не один год, — предупреждает Татьяна Бабак.

Методы для “ленивых”, когда вам предлагается только слушать или смотреть материалы, не столь эффективны, как обещается в рекламе. Хотя заманчиво выучить английский с помощью нейролингвистического программирования.

— Я не встречала ни одного человека, освоившего иностранный язык лишь одним подобным методом, — говорит Наталья Масалова. — Может быть, как дополнительные они и не помешают. Но я бы не рекомендовала обращаться к тем, кто обещает иностранный “без особых усилий”.

“Инглиш” для крохи

Четырехлетняя дочка моих знакомых, эмигрировавших за границу, умиляет всех забавной болтовней на смеси русского и немецкого. Малышка родилась уже в Германии, ходит в своем городке в детский сад, где общается с ровесниками-немцами, но дома говорит по-русски. Николь с первых лет жизни мыслит на двух языках, ничего плохого в таком космополитизме педагоги не видят.

Сейчас во многих дошкольных учреждениях и развивающих детских центрах активно предлагается изучение иностранного языка.

— Не думаю, что это принесло моей дочери какую-то особенную пользу, — считает Оксана, клиентка одного из красноярских детских центров. Ее дочь исправно полгода посещала уроки английского для самых маленьких. — Понятно, что учили простому: “э дог”, “э кэт”, цифрам. Но нельзя же преподавать настолько примитивно, кроме того за приличные деньги.

Очевидно, что после подобных курсов пятилетняя кроха не начнет в совершенстве говорить на иностранном языке. Но такие задачи и не ставятся. Не каждый взрослый с легкостью освоит новые знания. Однако свои плюсы, даже в изучении простейших считалочек и названий животных, все равно есть.

— Я сама работала с малышами и убедилась, если обучать иностранному языку с раннего детства, ребята стопроцентно усваивают фонетику иностранного языка, — говорит Наталья Масалова. — Дети, начинающие изучать язык только с пятого класса, сложнее воспринимают фонетику на слух. Я знаю несколько красноярских семей, когда один из родителей постоянно разговаривает с ребенком на иностранном языке. Это тоже дает свой положительный эффект.

Однако проблемой изучения малышами иностранного специалисты называют отсутствие рекомендованных министерством учебных пособий. При этом всевозможных развивающих книг, игровых материалов предостаточно, но официально утвержденных программ пока нет. А хотя какая разница. Главное, чтобы ребенку занятия приносили удовольствие. Пусть полиглотом он и не станет, но разносторонней и увлеченной личностью вырастет точно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА