Новости

Детство “закрытого типа”

Детство “закрытого типа”

Определение ребенка в школу закрытого типа должно быть исключительно добровольным, предупреждают психологи. Пусть даже частичная изоляция может оказать пользу, а может нанести и огромный вред.

Причин, по которым родители определяют детей в такие школы, психологи называют несколько. Это и невозможность самостоятельно дать желаемое воспитание и образование ребенку, катастрофическая занятость взрослых, семейные традиции. Довольно часто решение отдать сына в кадеты или другое военное училище принимают женщины, в одиночку поднимающие детей. Именно там, по их мнению, мальчишки получат достойный пример мужского поведения.

Еще одна причина, в которой родители могут не признаваться даже сами себе, — ребенок стал “лишним”. Взрослые слишком погружены в свои личные проблемы, чтобы обращать должное внимание на детей. Причем причина эта характерна как раз для обеспеченных семей, имеющих возможность оплатить многолетнее пребывание ребенка в закрытой элитной школе.

Впрочем, школа школе рознь. Разные порядки, традиции, разная история. Кадетские корпуса — это нечто иное, более специфичное, чем просто закрытое учебное заведение. Но объединяет их одно.

— В течение нескольких лет учебы и проживания там ребенок привыкает к самодисциплине, самостоятельности и режиму. Дети учатся контролировать свои поступки, отвечать за них, привыкают к упорядоченности мыслей и действий, — говорит психолог Татьяна Панченко. — Когда все четко определено, детям проще сориентироваться. Они привыкают к такому стилю, укладу жизни. В дальнейшем им будет гораздо легче организовать себя.

Но есть и недостатки, которые непросто компенсировать. По мнению психолога, оторванность от семьи лишает ежедневного общения с родными. Да, ребята видят папу и маму по выходным, но основную часть времени они проводят со сверстниками, воспитателями и педагогами.

— Ребенок не видит сценарии, по которым складывается семейная жизнь, роли отца и матери ему знакомы лишь поверхностно. В этом смысле дети многое теряют, — говорит Татьяна Панченко. — Примерно похожая ситуация складывается и при разнополом воспитании. Если в обычных школах дети учатся общаться с противоположным полом, в закрытом учреждении этого не хватает. Конечно, школы устраивают балы, вечера, мероприятия, на которые приглашаются воспитанники других учреждений, но этого все равно недостаточно.

Пансионаты, кадетские корпуса, интернаты и прочие закрытые учреждения показаны не всем детям. Тяжелее будет адаптироваться тому, кто прежде находился под повышенной родительской опекой. Режим, дисциплина и некоторые лишения в эмоциональном плане в первое время могут довести ребенка до отчаяния. Это как первая поездка в пионерский лагерь. Сначала ребенок в слезах требует родителей забрать его обратно домой, а конце сезона плачет, не желая прощаться с новыми приятелями и вожатыми.

Не спешите изолировать хулигана и задиру. Прежде родителям нужно попытаться понять, в чем причины его вызывающего поведения. Есть вероятность, что в закрытой обстановке у ребенка личностные проблемы наоборот только обострятся.

Кстати, режимность и закрытость могут неожиданно пойти на пользу “забитому” ребенку. Попадая в другую среду, где никто не знает его прошлых отношений со сверстниками, ребенок может раскрыться и измениться до неузнаваемости. Есть немало примеров, когда неприметные тихони, попав в свою среду, становились уверенными лидерами.

Что касается возраста, то здесь психолог считает, что отправлять детей в подобное учебное заведение нужно никак не раньше двенадцати лет, а еще лучше с четырнадцати.

— Знакомство ребенка со школой закрытого типа не должно начинаться первого сентября, когда без всякой подготовки его приведут на учебу и оставят здесь, — уверена Татьяна Панченко. — Не нужно “сюрпризов”. Обязательно познакомьте его с будущей школой заранее. Если есть возможность, определите ребенка в летний лагерь на ее базе. Так будет время привыкнуть и понять, насколько ему близка эта атмосфера.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА