Персона
Красноярский экскурсовод Екатерина Дмитрейко признана одной из лучших в России
Девушка вошла в тройку лучших специалистов страны.
Отличное знание материала, умение общаться и огромная любовь к теме, которой увлечён, — именно это помогло красноярскому экскурсоводу Екатерине Дмитрейко войти в тройку лучших специалистов страны. Недавно девушка стала призёром Всероссийского конкурса “Лучший по профессии в индустрии туризма”. Сотрудник музея-усадьбы В. И. Сурикова заняла второе место в номинации, где оценивали экскурсоводов и гидов.
История одной картины
В финал Екатерина попала после победы в региональном этапе. На российском уровне соревновались почти сорок специалистов со всей страны, в основном гиды, но именно музейщиков было немного. А в работе гида и экскурсовода музея всё-таки есть значительные отличия.
Рассказать о коллекции картин и, например, о городе — задачи разные. Так, Красноярск можно показать и с точки зрения архитектуры, и через известных личностей, через достопримечательности — рукотворные и природные. Знакомство с музеем-усадьбой, жизнью и творчеством конкретного человека — тема гораздо уже. Но даже там, где, казалось бы, всё уже изучено, профи находят неожиданные повороты, детали и акценты. Хоть вся работа музея и завязана на одной исторической персоне, но интерпретировать материал можно по-разному.
Например, тема “Портреты в творчестве живописца”. Кого рисовал художник? Чем интересна их судьба? Какой вклад они внесли в историю города? Интереснейшую беседу можно выстроить даже на основе одной работы. Только про “Утро стрелецкой казни” можно рассказывать бесконечно, убеждена Екатерина. Как родилась идея картины, что предшествовало замыслу, в какое время она создавалась, кто стал героем полотна — вопросов всегда много, и опытные экскурсоводы удивляют посетителей любопытными фактами.
— Конечно, всегда интересны истории о привычках, характере, особенностях человека, но при этом нужно соблюсти баланс: показать Василия Ивановича и как обычного представителя своей эпохи, и как выдающуюся личность, — говорит экскурсовод.
Живой интерес посетителей вызывают предметы быта. Большинство экспонатов музея принадлежали семье Сурикова и её потомкам, часть вещей — представители эпохи. Так что коллекция в деталях иллюстрирует, как жили красноярцы почти два века назад. В топе удивляющих предметов — старинный “миксер”, стеклянная ёмкость с механизмом для взбивания продуктов, и осетринница — чугунная посуда, где готовили рыбу. Через подобные вещи можно многое рассказать о быте хозяек того времени.
Случайных людей, которые бы впервые слышали о художнике, в музее практически не бывает. Иногда иностранные гости, которые в Красноярске проездом, специально включают посещение усадьбы в свой насыщенный маршрут, чтобы просто увидеть дом великого живописца.
Почувствуй морозную свежесть
Музейщики постоянно ищут новые форматы и способы увлечь посетителей. На конкурсе профмастерства как проект Екатерина Дмитрейко представила ароматическую экскурсию. На её создание автора вдохновили увиденные на одной из выставок книги, где в качестве иллюстраций были и ароматы. Страницы с детскими сказками пахли мёдом, корицей, ванилью. Екатерина подумала: а почему бы не рассказать о творчестве Сурикова, обращаясь к обонянию посетителей? Так и возник совместный проект музея-усадьбы и парфюмерного бренда. Представители компании, эксперты в своей области, выбрали несколько ароматов для работ художника. Гостям усадьбы во время экскурсии предлагают изучить картины через детали, которые дополняют визуальные образы, делают их ещё объёмнее и ярче. Это ароматы морозной свежести, морского бриза, хвои, выжженной на солнце травы и другие. Парфюм как один из способов воздействия на зрителя используют сейчас нередко и на художественных выставках, и на мастер-классах, а вот экскурсия пока эксклюзив.
Но не все форматы оказываются удачными и принимаются слушателями стопроцентно. Например, экскурсии в общественном транспорте. Это когда в обычном троллейбусе или автобусе едет гид и в микрофон рассказывает о достопримечательностях или интересных фактах о городе. Иногда пассажиры готовы к общению и слушают с большим интересом, а бывает, что некоторые начинают возмущаться и требуют в салоне тишины.
Суриков бесконечен
Современный экскурсовод должен быть мегаобщительным и обаятельным. Ему приходится конкурировать с видео-, аудиогидами, всю информацию туристы могут легко сами найти в интернете. Но если вам попадётся талантливый, увлечённый профи, то простой экскурс превратится в настоящее приключение по городам, странам и эпохам. Живое общение дарит массу эмоций.
— Сегодня экскурсии — популярный вид досуга, — говорит Екатерина. — Хотя, признаюсь, лично я в путешествиях экскурсии беру крайне редко, скорее, из профессионального интереса. Например, в Русском музее подслушала рассказ о творчестве художника в зале Сурикова. Отметила, что он очень краткий, буквально пару минут. Мы, конечно, совсем по-другому преподносим материал. Но такой темп объясняется огромной площадью музея, где посетителей нужно познакомить с большим объёмом информации. Из экскурсий, на которых бы мне хотелось побывать, — это проект “Москва глазами инженера”. А в Красноярске всегда с удовольствием наблюдаю за работой коллеги Ренаты Братчун.
Чтобы стать хорошим экскурсоводом, совсем не обязательно быть историком или искусствоведом по образованию.
— Нужно любить свою тему, хорошо разбираться в ней, ну и уметь разговаривать, — объясняет Екатерина. — Мне понравился совет коллег: рассказывайте так, как будто человек у вас в первый и в последний раз, выкладываясь полностью. Удерживать внимание группы мне помогает педагогический опыт. Честно говоря, откровенно скучающих на моих экскурсиях не было.
Свои беседы девушка обычно начинает со знакомства с гостями усадьбы. Конечно, потом следуют и биографические факты, и рассказы об экспонатах, но сначала она устанавливает контакт. К каждой группе и аудитории свой подход.
– Иногда у студентов спрашиваю: ну что, за зачёт к нам пришли? — смеётся экскурсовод. — Начинают хихикать, и разговор уже идёт свободнее, ребята слушают с интересом. У школьников спрашиваю, знают ли они о художнике, — как правило, учителя знакомят детей с творчеством заранее.
Чтобы оставаться интересным, экскурсовод постоянно учится.
— У нас хорошая собственная библиотека, многое подсказывает наш хранитель музея, — говорит Екатерина. — Количество тем, которые ты можешь взять в работу, бесконечно.
Музей-усадьба В. И. Сурикова — одна из главных достопримечательностей, которые рекомендуют к знакомству гостям города. Здесь часто бывают иностранные туристы, ВИП-персоны. При визитах в Красноярск усадьбу навещают потомки Сурикова, здесь были Никита Михалков, Егор Кончаловский. Как говорит Екатерина, никакого волнения перед такими гостями не было, а режиссёры — приятные и тактичные собеседники.
— Один раз я только заволновалась перед гостями — когда приезжала Фёкла Толстая. Начала рассказ и забыла сказать главный факт: год рождения художника. Уже после Фёкла деликатно уточнила: “Простите, я запамятовала — в каком году родился Василий Иванович?” — тогда я и поняла свою оплошность.
Цифры
1848 — год рождения Василия Сурикова
1 430 экспонатов составляет фонд музея
92 картины Василия Сурикова находятся в коллекции
Досье
Екатерина ДМИТРЕЙКО
Место работы: заведующая отделом проектной и образовательно-просветительной деятельности Музея-усадьбы В. И. Сурикова
Год рождения: 1991-й.
Образование: исторический факультет КГПУ им. В. П. Астафьева.
Опыт: с 2013 по 2017 год работа педагогом в школе. В музее-усадьбе — с 2017 года.