Новости
Нелегкое дыхание
Но все они являются объектами государственного экологического контроля. Каждое предприятие, независимо от объема производства, ежегодно разрабатывает план природоохранных мероприятий, тратит на их реализацию большие деньги. Зачем это все делается? Во-первых, обязывают закон и требования госконтроля, во-вторых, речь идет о том, что, снижая воздействия на окружающую среду, они получают экономическую выгоду. Все дело в том, что негативное воздействие на экологию является платным. Проще говоря, загрязняешь — плати. Причем немало. Размер штрафов составляет от сотен рублей для простых граждан до десятков миллионов для крупных промышленных предприятий. Кстати, средства платы за негативное воздействие на окружающую среду перераспределяются между федеральным, краевым и местным бюджетами. Они являются гарантированными источниками природоохранных мероприятий. Отметим, что только в прошлом году на обеспечение экологической безопасности было израсходовано почти 603 миллиона рублей из городских финансов, на каждого жителя города пришлось порядка 650 рублей.
Что касается беспокойства жителей Первомайского района, то, разумеется, оно не напрасно. Согласно данным Красноярского территориального центра мониторинга загрязнения окружающей среды Среднесибирского УГМС, комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА-5) в краевом центре практически постоянно характеризуется как “высокий” или “очень высокий”. Однако при этом повышенный уровень загрязнения атмосферы в краевом центре характерен для всех районов, где проводятся наблюдения. Кстати, ситуация в Кировском районе, откуда пришло письмо, — не самая худшая по городу. В Ленинском, Центральном и Свердловском показатели загрязнения воздуха выше.
— Красноярск — это крупный промышленный центр с развитыми транспортной, строительной, промышленной инфраструктурами. Соответственно, у нас немало источников загрязнения атмосферного воздуха — неорганизованные выбросы с производственных и строительных площадок, выбросы от транспорта, — отмечает Наталья Морозова. — Хорошо, что красноярцев волнуют вопросы экологии. Однако предаваться панике не нужно. Стоит отметить, что раньше город был гораздо грязнее. Динамика показателей индекса загрязнения в Красноярске свидетельствует, что
ИЗА-5 снизился с 41,3 в 1995 году до 14,66, который был зарегистрирован по итогам прошлого года. А самое главное на сегодняшний день — ситуация находится под контролем.
Вопросы управления в области охраны атмосферного воздуха отнесены к компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в краевом центре налажено экологическое нормирование, совершенствуется государственный и производственный экологический контроль, функционирует система государственного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Кроме того, разработан сводный том предельно-допустимых выбросов (ПДВ) для города Красноярска. Из его материалов следует, что к группе предприятий первой категории опасности выбросов для здоровья населения отнесены: ОАО “РУСАЛ Красноярск”, Красноярские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, районные и мелкие отопительные котельные, на долю которых приходится до 71 процента выбросов от всех стационарных источников загрязнения.
— Чтобы Красноярск сделать городом-парком, надо приостановить все стройки, закрыть все предприятия, выгнать все машины… Только тогда и города не будет, — констатирует Наталья Николаевна. — Красноярск должен развиваться по всем городским законам, а для улучшения его экологии достаточно соблюдать законодательство.