ЖКХ и благоустройство
Как работает лаповый снегопогрузчик СнП-17
Одна такая машина способна наполнить снегом кузов КамАЗа за считаные минуты.
Техника с “золотыми ручками”. Так дорожники называют лаповые снегопогрузчики СнП-17. Одна такая машина способна наполнить снегом кузов КамАЗа за считаные минуты, а за смену может убрать целую улицу. В этом номере “Городских новостей” мы продолжаем спецпроект “Техобзор”, где рассказываем о машинах, которые помогают делать Красноярск чище и красивее.
Не работает в одиночку
У новенького снегопогрузчика СнП-17, только сошедшего с конвейера, жёлтые “лапы”, ими он захватывает и отправляет на транспортёр снег. Из-за цвета, а ещё из-за высокой производительности у этой машины появилось народное название “золотые ручки”. Прошлой снежной зимой такая техника сильно выручила город — объёмы снежных масс, которые способен убирать с дорог погрузчик, действительно впечатляющие.
— Мы специально засекали в прошлом январе на улице Белинского, с какой скоростью работает снегопогрузчик, — рассказывает технический директор САТП Антон Старовойтов. — Тогда снежный вал на дороге был такой высоты, что за пять минут набирался полный кузов КамАЗа. Погрузчик легко справляется со слоем до 60 сантиметров, может работать и с валом свыше 60 сантиметров, правда, немного падает скорость движения.
Снегопогрузчик из того разряда машин, которые не могут работать в одиночку. Ему как минимум требуются напарники-грузовики, чтобы вывезти собранный снег. Самосвалов нужно несколько, от пяти до десяти единиц, в зависимости от объёма осадков. Одна загружается, отправляется на снегоотвал, её сменяет другая. Но обычно на линию погрузчик отправляется ещё и с грейдером, который идёт впереди и срезает с проезжей части снежный накат, формируя из него вал. Комплектоваться именно этот снегопогрузчик может и с маленькими, и с большими самосвалами — из-за высокой стрелы, которой он отличается от аналогичной техники.
Нужная тихоходка
Занимает комплект “грейдер — снегопогрузчик — самосвал” примерно полторы полосы и движется довольно медленно. Пять километров в час — средняя скорость погрузчика в работе. Естественно, много на дороге автомобилистов, кого эта черепашья скорость возмущает. Некоторые настолько недовольны медленным движением машинокомплекта, что грозятся вызвать сотрудников ГИБДД.
— Многие предъявляют претензии к работе дорожных служб, ведь мы затрудняем автомобильное движение, — говорит Антон Старовойтов. — Но убирать дороги мы всё равно должны. В первую очередь чтобы сделать проезжую часть более безопасной.
Но на самом деле это не единственная причина для тщательной очистки улиц. Каждый, кого возмущает медленно ползущая зимой по дорогам техника, должен помнить: если снежные валы оставить на улице, весной они растают, и городу придётся решать проблему подтопления и проезжей части, и прилегающей к ней территории. Гости из других городов отмечают, что с уборкой так, как в Красноярске, больше нигде не заморачиваются. Вот и выходит: в соцсетях и на кухнях неповоротливые снегопогрузчики ругают, однако при этом требуют, чтобы дороги оставались чистыми.
— Водители, которые из-за нас не могут проехать по дороге, нервничают, возмущаются, — говорит механизатор Владимир Андриянов. — Но мы стараемся находить с ними общий язык, пропускать при возможности. Всё чаще и они нас пропускают, понимают важность уборки.
Всего в САТП сейчас 12 снегопогрузчиков, восемь из них новенькие, их Красноярск получил перед Универсиадой. На линию каждый день в зимний сезон выходят девять снегопогрузчиков: два — в дневную смену, остальные семь — в ночную, чтобы не мешать автомобилистам.
— Работать в ночь, конечно, сложно, — объясняет Антон Николаевич. — Но если мы выведем всю технику в день, в пробки встанут и городские автомобилисты, и наши собственные самосвалы, которые возят снег с места уборки на снегоотвалы. В итоге мы сами же не справимся с запланированными объёмами.
А ещё три из 12 снегопогрузчиков нужны на замену — на случай, если работающая на улице техника выйдет из строя.
Высоко сидишь, далеко глядишь
Обслуживают снегопогрузчики специально подготовленные механизаторы. Техника крупногабаритная, а значит, для её эксплуатации нужны специальные навыки.
— Машина предназначена для производства определённого вида работ, нужно уметь им аккуратно управлять, загружать снег на транспортёр, не снося во время движения провода и светофоры, — говорит Антон Старовойтов. — Поэтому принимая в САТП новых сотрудников, мы организуем для них стажировку. Работа сложная, часто в ночные смены, но интересная: кабина поднята над дорогой: высоко сидишь, далеко глядишь, за жизнью ночного города наблюдаешь.
К слову, механизаторы, которые трудятся на снегопогрузчике зимой, на лето пересаживаются на другие дорожные машины: такие специалисты не простаивают, востребованы в любое время года.
Фото: Роман Олейников и Руслан Рыбаков