Проспект культуры
Исторические танцы: где в Красноярске проходят настоящие балы
Балы проводились в Доме офицеров, музее-усадьбе Геннадия Юдина, художественном музее имени Василия Сурикова.
Каждая девочка хотя бы раз мечтала стать принцессой. В красивом платье зайти в бальную залу, пройтись в туре вальса с прекрасным кавалером, а затем, обмахиваясь веером, присесть к подругам в ожидании очередного приглашения на танец.
Балы, красавицы, лакеи, юнкера…
Фото: Николай Гусев
Вплоть до 1917 года благородные барышни учились танцевать, чтобы блистать на балу во время своего первого сезона и произвести хорошее впечатление на потенциального жениха и его родителей. Девушки из народа поступали точно так же, только вместо балов у них были городские и деревенские праздники.
После революции бальные танцы были преданы забвению до тех пор, пока власть не взяла курс на создание танцев “советской бальной программы”, к работе над которой приобщили огромное количество хореографов из разных городов.
Почему же сегодня живут исторические танцы? Их исполнители назовут множество причин, от возможности хотя бы вечер провести без мыслей о работе и платежах по ипотеке до нелюбви к современным танцам.
Первый танец
Фото: студия "Прикосновение"
Исторические танцы “выросли” в Красноярске из реконструкции и ролевых игр, когда молодёжь перевоплощалась, например, в героев романов Джейн Остин или “Властелина колец” Толкиена. Основными студиями по танцам прошлых лет остаются “Клио”, “Талисман” и “Прикосновение”.
Как рассказала педагог студии “Клио” Анастасия Вольхен-Михалевская, представления об историке — так своё увлечение называют танцоры — было в начале XXI века размытым.
— Информации и об исторических танцах, и о балах было крайне мало. Костюмы шили из чего придётся. Ситуация стала меняться, когда в Новосибирске начали проводить Конвент исторических танцев, который сегодня объединяет исполнителей со всей Сибири, — говорит Анастасия Вольхен-Михалевская. — Благодаря приглашаемым на мероприятие столичным преподавателям мы постепенно стали понимать, как и что танцевали в XIX веке. И в 2013 году мы провели свой первый бал с программой из реально существовавших более ста лет назад танцев и без любимых сегодняшней аудиторией современных стилизаций.
Фото: личный архив Анастасии Карповой
С тех пор балы проводились в Доме офицеров, музее-усадьбе Геннадия Юдина, художественном музее имени Василия Сурикова — атмосфера и обстановка в старинных зданиях как нельзя лучше создавала нужное настроение.
Давайте потанцуем?
Для тех, кто хотел приобщиться к бальной культуре, но не посещал занятия, в Красноярске с 2014 года проводились открытые балы с мастер-классами по простым танцам, например полонезу, польке или котильонам. Главным требованием к дресс-коду было платье или юбка в пол для девушек и классический костюм для юношей (допускались брюки с рубашкой).
— Опытные танцоры могли прийти на открытый бал как в вечернем наряде, так и в любом бальном костюме без привязки к определённой эпохе, — рассказывает Анастасия. — Мероприятие получалось зрелищное, но, разумеется, современное, исторически не связанное с XIX веком.
“Правильные” же балы, с полным соблюдением дресс-кода заявленной эпохи, проводились максимум три раза в год. Также организовывались мероприятия-спутники, например пикники, променады или чайные вечера.
Фото: Лилия Перевознюк
Традиционно бал начинается, как и театр, с вешалки, а точнее — с раздевалки, где дамы и кавалеры приводят себя в надлежащий вид. Сбор гостей предполагает почти полтора часа времени — сделать причёску самой или с помощью приглашённого парикмахера, надеть на себя корсет при помощи подруг, подкраситься, проверить веер, перчатки и обувь… Юношам тоже найдётся, чем заняться, — студия, которая проводит бал, часто привлекает сильную половину к небольшим мужским делам — принести, подать, переставить.
И вот, когда наконец всё и все готовы, открываются залы, и программу по традиции начинает полонез: именно в этом неспешном танце можно максимально показать свой наряд и “распушить пёрышки”.
Обычно программу из 10–20 танцев оговаривают заранее, и до мероприятия проводятся занятия, где можно выучить необходимые движения. Грамотный распорядитель бала перед сложными или необычными танцами всегда напомнит движения и подскажет, как лучше расположиться в зале, чтобы никому не мешать. Часто в программе бала заложено время для активностей — исторических игр, перекуса, выступлений участников, чтобы мероприятие не превращалось в сугубо танцевальный вечер.
Сейчас студия “Клио” не проводит постоянных занятий, в связи с эпидемиологической ситуацией и со сменой работы художественного руководителя организуются только небольшие, локальные мероприятия для “старичков”. Однако можно прийти в студию “Талисман”, где разучивают задорные ирландские танцы, а также программу XVI и XIX века.
Юбка в клетку
Фото: Анна Гульбинас
Одно из необычных направлений в историке — народные танцы, особой популярностью пользуются шотландские и ирландские. У многих людей они ассоциируются с килтом в клеточку, волынкой и лёгкой задорной музыкой.
— В настоящее время мы активно готовимся к Дню святого Патрика, который в этом году пройдёт 19 марта, — говорит Диана Фёдорова, руководитель студии “Талисман”. — На праздник девочки надевают блузки и юбки в клетку, мальчики — рубашки и брюки, кельтские мотивы приветствуются. Если нет наряда в клетку, то могут помочь гольфы, украшения с клевером или флагом Ирландии или Шотландии. Просто вечернее платье или офисная юбка будут не совсем уместны.
На занятия в “Талисмане” ждут всех желающих, независимо от возраста. Единственное условие — нужно взять с собой чешки и удобную одежду, не сковывающую движения.
Дорогое удовольствие
Часто у новичков возникает мысль, что историка — это очень дорого.
— Доля правды в этом есть, правильное историческое платье иногда влетает в копеечку, — говорит руководитель студии “Прикосновение” Елена Ткаченко. — Но при регулярных занятиях вложения становятся меньше в разы: вы посещаете мероприятия в Красноярске и дружественных городах, и вам не надо ломать голову над тем, что надеть, — платье готово. Также мы проводим лекции по моде, где рассказываем, как можно сэкономить и где найти дешёвые подходящие материалы. Кавалерам в этом плане всегда проще — фрак актуален в любое время.
Фото: студия "Талисман"
Чаще всего у опытного танцора есть наряд на каждую эпоху — ампир (начало XIX века, наряд Наташи Ростовой), кринолин (1830-е, наряд Золушки), турнюр (1870-е, очень пышные сзади платья) и модерн (с 1890-го по 1914-й, свободное лёгкое платье без корсета).
В настоящий момент в студии “Прикосновение” можно разучить танцы XIX века. Осваивают новое для Красноярска направление — кросс-степ вальс.
Личный опыт
Фото: Михаил Серебренников
Моё увлечение историческими танцами началось в 2015 году, когда коллега Соня, узнав, что я умею, а главное, люблю танцевать вальс, предложила вместе сходить на открытый бал в стиле ампир. Тогда он проходил в МЦ “Пилот”. На резонный вопрос, где я возьму платье и нужные аксессуары, Соня махнула рукой: “Добудем!”
В тот день мне дали в аренду платье, веер и перчатки, а также помогли правильно уложить волосы. Чувствовала я себя почти принцессой, а множество вальсов и котильонов обеспечили отличное настроение на весь вечер.
Спустя пару месяцев решилась прийти в студию “Клио”, где стала постоянным участником балов, пикников, чайных вечеров и прочих “исторических” мероприятий. Даже ездила в Железногорск на шотландский бал, хоть толком и не знала танцев. До сих пор стараюсь бывать на мероприятиях студии.
Для меня историка — это друзья, незабываемые вечера, памятные снимки и множество воспоминаний, от которых хочется улыбаться.
Фото: Любовь Тихомирова
Куда обратиться?
Студия “Прикосновение”
- правый берег: МЦ “Новые имена” (Павлова, 37а) — XIX век, для учеников в возрасте 14–35 лет бесплатно;
- левый берег: Урицкого, 61 — кросс-степ вальс, пробное занятие 150 рублей, действует система абонементов.
Узнать расписание и записаться на занятия — тел. __8-950-409-77-06__, Елена Ткаченко.
Студия “Талисман”
Занятия проходят в МЦ “Пилот” (Аэровокзальная, 10) по понедельникам и средам, запись по телефону 8-913-539-00-64, Диана Фёдорова.