Наука и образование
Дина Шлегель: «Учитель должен научить учиться»
Победитель муниципального конкурса “Учитель года” — о школе, учениках и образовании.
Четвёртый “М” — первый класс Дины Шлегель. В лицей № 9 Дина Владимировна пришла вместе с ребятами почти четыре года назад. Вместе с ними росла как педагог и как классный руководитель.
В этом году Дина Шлегель признана победителем муниципального конкурса профессионального мастерства “Учитель года”. Сейчас она готовится к состязанию краевого уровня.
Читателям нашей газеты она рассказала, что считает самым важным в своей работе, почему в лицее не ставят оценки за урок, а также о том, как “окна” могут повлиять на выбор будущей специальности.
— Моя мама до сих пор смеётся, что место для обучения я выбрала “по окнам”. Вообще, я мечтала быть журналистом — писала статьи, снимала видео. Но понимала: если не поступлю на журфак, нужен альтернативный вариант. Поскольку долгое время была аниматором в трудовом отряде главы города, думала: почему бы не работать с детьми?
Судьба привела меня во второй педагогический колледж. Проходила мимо, увидела, какой он уютный, маленький, а окна в здании — блестящие, новенькие. В приёмной комиссии меня встретила потрясающая женщина, она так ласково, тепло пообщалась со мной, что я решила: если не журналистика — только сюда. Так и получилось. Я окончила колледж с красным дипломом как педагог-организатор и педагог дополнительного образования.
Но тогда, девять лет назад, по этим должностям мне предлагали зарплату в 4,5 тысячи рублей. Я решила, что надо идти дальше. И поступила в педагогический институт. Попасть на сокращённую программу обучения не получилось из-за формальностей: как раз в этом году изменили коды специальностей. Пришлось учиться, как все — с самого начала. Я выбрала факультет дошкольного образования, но за полгода благодаря внеучебной деятельности так сроднилась с факультетом начальных классов, что вскоре перевелась на него. И ни разу об этом не пожалела.
— Почему выбрали лицей № 9?
— Моя соседка по подъезду работала учителем в лицее. Она предложила: приходи к нам. И я согласилась. Вот так всё у меня случайно прекрасно сложилось.
Я полюбила своих ребят. Так получилось, что у нас небольшой класс — всего двенадцать человек. Это позволяет мне на уроках уделить внимание каждому ребёнку. Знаю все успехи и способности моих учеников. Воспринимаю наш коллектив не как класс, а как дом. У меня есть официальная семья: родители и я. И школьная — я и мои ребята.
Понимаю, что повзрослевших детей нужно отпускать. И скоро нам предстоит расставание. Да, страшно и за них, и за себя, ведь мне предстоит взять первый класс.
— На ваш взгляд, что самое главное должен дать детям первый учитель?
— Он должен научить учиться. Программа, знания, какие-то навыки не так важны, всё это можно нагнать, выяснить самостоятельно, если ребёнок будет уметь учиться. Если будет понимать свою ответственность, иметь мотивацию к учёбе, осознавать, зачем это нужно ему.
— Какую позицию должны занимать в начальной школе родители?
— В плане учёбы они, конечно, должны быть помощниками. Когда ребёнок не закрепляет знания дома, даже если учитель — великий профессионал, но бьётся один, — это путь в никуда. Необходимы домашняя работа и мотивация к учёбе.
— Значит ли это, что мама или папа должны постоянно помогать выполнять домашнюю работу?
— Всё зависит от ребёнка. Естественно, что в первом классе родители должны быть рядом. Этот период является стрессовым для детей. Ребёнок попадает в новую ситуацию, когда не всё у него может получаться. Простой пример: какой-то элемент письма не даётся, у первоклассника — слёзы, отчаяние. Если рядом нет мамы или папы, готовых поддержать, возникает ощущение одиночества, развивается недоверие к родителям. Постепенно дети взрослеют, нужно смотреть по ребёнку — готов ли он к самостоятельной работе. Если ученик серьёзный, спокойный, вдумчивый, если он понимает, зачем ему нужно учиться, достаточно просто проверять выполненные задания. Если самостоятельность не сформирована, придётся сидеть рядом. С некоторыми и до четвёртого класса уроки делают.
— Как сформировать правильную мотивацию? Одни родители действуют уговорами, другие придумывают систему поощрений, третьи — угрожают…
— Угрозами ни в коем случае действовать нельзя. Да, возможно, это эффективно, но получится учёба для родителей. А прежде всего нужно сформировать понимание у ребёнка: он учится не для мамы и папы, не для учителя, а для себя.
Говорите детям: эти знания нужны тебе, потому что… И рассматривайте конкретную ситуацию. Например, проходим, как рассчитать площадь. Поясните ребёнку: вырастешь, будешь делать ремонт дома, придётся считать, сколько линолеума необходимо.
— А как дети должны относиться к оценкам?
— В нашем лицее безотметочная система. Во всех классах, не только в первом. Мы выставляем отметки только за четверти и по итогам года. Такая система менее травматична.
Но если всё обговаривать с детьми, и при пятибалльной системе оценивания у ребёнка особого стресса не будет. Главное, чтобы он понимал, за что получил конкретную отметку. И мог оценить себя. “В этот момент я заслужил тройку. Потому что прослушал, прокрутился, “проиграл” тему…” А далее должна действовать мотивация: “Как мне теперь исправить тройку?” Это уже следующий шаг.
— Почему решили участвовать в конкурсе “Учитель года”?
— Ещё когда я училась в институте, у меня была мечта — держать в руках кубок победителя этого состязания. Хотела участвовать в конкурсе в прошлом году, но мне не хватило стажа. По условиям, он должен составлять не менее трёх лет. Очень ждала, когда начнётся приём заявок на состязание этого года.
— Какой этап был самым сложным для вас?
— Деловая игра. Потому что в начальной школе этот формат используется редко, он сложен для детей этого возраста. А мне нужно было разработать деловую игру для ребят четвёртого класса и провести её в незнакомом для меня коллективе. Мне помогли, подсказали идею. Игра получилась ближе к сюжетно-ролевой, более понятной для учеников младшей школы, но с элементами деловой. У каждого ребёнка была своя роль: дедушка с собачкой Боренькой, молодая мама…. “Староста дома” собрал всех жильцов вместе, чтобы решить, что строить во дворе: детский городок, площадку для выгула собак или стоянку? Ребята должны были согласно ролям отстаивать свою точку зрения. Они объединились в группы по интересам, разрабатывали аргументы, потом защищали их.
— Вы были уверены в том, что войдёте в число лучших педагогов?
— Не сомневалась, что преодолею заочный этап. Была уверена в своём открытом уроке. Но вот после деловой игры появились сомнения. Я стала единственным учителем начальных классов, который прошёл в полуфинал. И как судить игру у четвероклассников, когда остальные уроки — для детей средней школы? Не знала, как меня оценят.
Обновлённый рейтинг пришёл во время урока — я вела окружающий мир у моих ребят. Не могла не посмотреть сообщение, решалась моя судьба. Открываю: я первая в рейтинге, выхожу в финал! Говорю: “Дети, я на первом месте”. Хорошо, что оставалось пять минут до звонка, потому что больше урока не было. Ребята прыгали и визжали от радости.
Заданием финала было участие в круглом столе. Первоначально я не волновалась: из-за своих увлечений юности болтать я умею и люблю. Оказалось, что все конкурсанты финала мои ровесники — плюс минус год. Но вот опыт работы у них побольше, у меня колледж забрал три года практики. Когда началась беседа, мои соперники столько интересного рассказывали о своей работе. Это потрясающие люди! И я начала переживать, даже поплакала после финала. Но спасибо организаторам конкурса за атмосферу, нам было так хорошо, тепло, уютно. Не было негативного отношения, все конкуренты переживали друг за друга.
Мне, скорее всего, помог отрыв, который я набрала во время открытого урока и деловой игры. Потому что на круглом столе мы все были примерно на равных. На церемонии награждения рядом со мной сидела девочка, у нас был минимальный разрыв по баллам. И тут я слышу, что объявляют мою специальность. Поскольку учитель начальных классов в финале один, значит я — победитель!
Но конкурс прошёл, я показала себя. Время двигаться к новым высотам и победам.
— Вы строгий или демократичный педагог?
— Когда как, всё зависит от ситуации: предмета, темы. Если тема лёгкая, дети в ней уже разобрались и осталось буквально чуть-чуть, что-то отшлифовать, могу дать им немного воли. Если понимаю, что тема “не идёт”, могу быть жёсткой и властной.
— На ваш взгляд, какие они — современные дети?
— Судя по моим ученикам, это личности, которым нужно всё яркое, интересное, необычное. То, что поможет им предъявить себя миру: “Тик-ток”, видео, презентации, яркие клипы, картинки.
— Нужно адаптировать подачу материалов на уроках под эти особенности?
— Всё хорошо в меру. Иногда, чтобы у них возникал интерес к учёбе, эта яркость нужна. Например, в прошлом году на технологии была тема — работа с пластилином. Я думала, как лучше подать её. Просто лепить для них уже неинтересно. Мы сначала написали сценарий, потом два урока лепили героев, затем снимали мультфильм. Монтировали, делились программами для озвучки…
Но если необходимо научить учиться, отрабатывать именно этот навык, увлекательность не всегда полезна. За ней можно не увидеть разбалованность. И мы можем вырастить ребёнка, который потом — во взрослой жизни — будет работать, да и в целом что-то делать, когда ему интересно. А нам, взрослым, приходится делать не только то, что нравится.