Новости

Диво южное

Диво южное

Диво южноеНа самом въезде в райцентр стоит большая стела, на которой написано: “Курагино — 380 лет”. Выглядит, безусловно, солидно,
да только то, что там написано, неправда.
Дело в том, что информация о возрасте уже года два как устарела — ведь постоянное поселение в здешних местах было основано раньше, чем Красноярский острог.

Интерес наших предков к здешним местам объяснить нетрудно: все-таки юг, пускай и Сибири. И всего тут вдоволь: одна полноводная река Туба чего стоит, а еще есть и озера, и плодородные поля, и степи, и леса. В общем, оценивая природные богатства Курагинского района, начинаешь тихо радоваться тому, что за этой территорией закрепился прочный статус сельской местности. Довольно несуетной, настраивающей на спокойный ритм и духовный лад.

Возможно, именно эта пронизывающая все пространство благодать и стала причиной появления здесь религиозного течения, прославившего район не то что на российском, а даже и на мировом уровне. Да, здесь много всякого и разного, но в сознании большинства, как это ни обидно многим местным жителям, Курагинская земля прочно связана с общиной Виссариона.

Ко всем с любовью

— Я его знаю лично, и уже давно. Он мой друг детства…

Отец Алексий, настоятель храма из поселка Большая Ирба, говорит на щекотливую тему неожиданно охотно. Правда, в детские воспоминания с подробностями о том, каким был маленький Виссарион, особо не вдается. Зато его сегодняшние деяния характеризует безапелляционно:

— Как отношусь к нему? Он антихрист! Но мы с ним не боремся, ведь лжепророки возникали во все времена и уходили безвозвратно. А Церковь, несмотря на их старания, была и остается. Скажу вам честно: я скорблю по своему бывшему другу, жду его на покаяние и крещение. Он же некрещеный.

По словам отца Алексия, с людьми, живущими в общине, представители православной церкви общаются с миром и любовью. Никаких конфликтов, проблем, скандалов с адептами местного учения в последние годы не возникало. И тут же, как будто в подтверждение его слов, к разговору со священником подключается одна из последовательниц Виссариона. Обвинения в адрес учителя она выслушивает весьма смиренно, с чуть печальной улыбкой. И оправдывать его не пытается, прекрасно понимая, что в столь деликатных вопросах любая агрессия только в минус.

— Да говорите что угодно, мы все равно ко всем относимся с любовью, — заявляет Клавдия (так зовут нашу случайную собеседницу).

Сама она в общине уже давно и весьма довольна своей жизнью. Все слухи о том, что люди там голодают, пьют лишь пустой чай, опровергает без-апелляционно: мол, это в городе, на пенсию, недоедала бы, а в деревне, имея свое хозяйство, никаких проблем не испытываю. С повседневными заботами справляется сама и даже успевает помогать другим общинникам. Тем, которые заняты различными ремеслами, а также искусством.

Умельцы в общине действительно живут просто невероятные — не только со всей России, а даже из-за рубежа собрались. Вот, например, Владимир приехал в Курагинский район из Саратова. Мастерит поделки из дерева, а еще строит новый дом, в котором будут жить его жена и двое ребятишек. Любит поговорить о красоте, о жизни в глуши. В принципе его-то все устраивает, но за других односельчан немного обидно — человеку светскому делать в небольшом поселке Тюхтяте, по его словам, нечего. Потому-то молодежь и уезжает, работает в краевом центре, на стройках. А в поселок молодые возвращаться не торопятся — ведь там даже дороги нормальной нет.

Сельский час

— Да, дороги — это одна из самых больших наших проблем. Ну и еще досуговые учреждения. Хотя к чему нам такие же ночные клубы и рестораны, как в городе? Вот музыкальные или спортивные школы нам бы не помешали, ведь и сельские жители хотят, чтобы их ребятишки могли заниматься, развивать свои способности…

Глава Курагинского района Евгений Турчанов действительно знает проблемы вверенной ему территории наперечет. И уже готов предложить решение самого сложного вопроса, который актуален сегодня, наверное, для всех сел и деревень, — оттока молодежи в город.

— Конечно, тема эта обсуждается не первый год, и возникла она еще в советские времена, — считает Евгений Георгиевич. — Только, честно говоря, средств для того, чтобы удержать молодых специалистов на селе, выделяется недостаточно. Сегодня продаются сертификаты на приобретение жилья, по которым 70 процентов стоимости нового дома возмещают край и федерация. Но я твердо убежден: чтобы закрепить молодых специалистов, власти должны предложить им благоустроенное и бесплатное жилье.

Имеется и еще ряд моментов, исключительно районного значения. К примеру, уровень медицинского обслуживания здесь всегда был на порядок ниже, чем в краевом центре. Однако до Красноярска относительно недалеко, естественно по сибирским меркам, больных, которым требуется сложное обследование или современное лечение, можно довезти до города. Часов за шесть-семь.

Любопытно само отношение коренных курагинцев и тех, кто приехал сюда много лет назад, к миллионному мегаполису. Жизнь в районе, по их мнению, отличается от нашей особой размеренностью. Поэтому по приезде в Красноярск на многих нападает тоска: непросто человеку, выросшему на земле, оторваться от нее. Тем более что многие из местных лучшего времяпрепровождения, кроме как ежедневные занятия на родном участке, просто и не желают. И это при том, что непосредственно в сельском хозяйстве занято не так уж много народу — около двух с половиной тысяч человек. Больше всего людей трудится в бюджетной сфере — 11 из 18,5 тысячи работоспособных жителей района. Остальные зарабатывают деньги на железной дороге и на рудниках. Однако же свой огород и скотину имеет подавляющее большинство — девяносто процентов населения живет на земле. И понятно, что сельским трудом каждый занимается с раннего детства, это и обязанность, и досуг.

Гол и меч

Впрочем чего уж там: есть у местной молодежи и вполне современные увлечения. К примеру, в поселке Краснокаменск не первый год действует клуб исторической реконструкции “Ратибор”.

— Работаем на голом энтузиазме, — признается руководитель клуба Сергей Григорьев. — Деньги в районе есть, на культуру дают достаточно — они и костюмы для коллективов красивые шьют, и мероприятия организовывают. А вот мы ничего не получаем. Впрочем те же костюмы нашим ребятам интереснее изготавливать самим — в этом и весь смысл. Но нам другое нужно — единомышленники. Предлагали: давайте в Курагино тоже что-то подобное нашему “Ратибору” организуем, будем совместные мероприятия устраивать, однако нас так и не услышали. Поэтому вынуждены ездить на ролевые игры в Новосибирск — ближе не выходит. А жаль — мы бы вместе с администрацией могли работать над тем, чтобы молодежь на селе удержать.

Сам Сергей, кстати, приехал в Курагинский район как раз из Новосибирска. В Краснокаменске вроде бы и недавно, однако чувствует себя тут как рыба в воде. С тем, что жизнь здесь спокойная и довольно размеренная, он полностью согласен.

— Были одно время какие-то истерики, мол, все плохо, платят мало, а сейчас ничего, нормально, на безденежье народ не жалуется, на большие проблемы тоже, — делится наш собеседник. — Вполне современная жизнь.

И действительно, хоть заботы и радости здесь свои, но не чужды жителям района и наши городские страсти. Вот недавний чемпионат Европы по футболу тоже собрал немало болельщиков. Правда, в самом Курагино, по утверждению главы района, победу над голландцами праздновали без особого фанатизма: по улицам в большом количестве молодые люди не бегали и патриотические лозунги не скандировали. А вот по Краснокаменску машина с российскими флагами ездила — это все помнят. К тому же есть в районе особенные вещи, даже чудеса, которые не сыскать больше ни в Красноярске, ни где в другом месте.

Только у нас!

Серьезно: своими глазами не увидишь, так и не поверишь в то, что в курагинской деревянной церкви, освещенной всего-то год назад, происходит настоящее чудо. Хотя отчего бы и нет? В общем, в местном храме “Во имя сошествия Святого Духа на апостолов” без всякой воды цветет сухой венок, возложенный в Страстную неделю на плащаницу.

— Мы особо этот факт не афишируем, однако тех, кому интересно, с чудом знакомим, — говорит здешний настоятель иерей Киприан. — Говорят, что-то подобное происходит и в Греции — там лилии, стоящие у иконы Успения Святой Богородицы, оживают только в праздник.

Насколько внушительны греческие лилии, мы, увы, не видели. А вот курагинское чудо все-таки ма-а-аленькое. Но от того не менее ценное. Венок на плащанице действительно весь сухой, и лежит под стеклянным колпаком, без доступа влаги. А среди увядших цветов герани, золотого уса и гвоздик, принесенных еще весной сердобольными прихожанками, пробиваются небольшие зеленые ростки и розовые цветочки.

Не меньшее чудо представляет из себя и сам храм “Во имя сошествия Святого Духа на апостолов”. Говорят, что первый его настоятель отец Александр, благодаря которому храм и был построен, вложил в него часть своей светлой души. Человек он был славный, добрый, жил с Богом. До последних своих дней, а умер настоятель от онкологического заболевания, не падал духом. И могила его расположена тут же, рядом с церковью, которая была его детищем, — место захоронения отмечено деревянным крестом.

Особая гордость этого прихода — иконостас. Хоть и со-здан был современными художниками (в том числе дочерью отца Александра), зато по всем православным канонам. И под стекло, как в иных церквях, его прятать не стали — ни к чему. Так красивее, ближе к людям.

Кроме храма, который смотрится как настоящий шедевр деревянного зодчества, есть в Курагино еще одна весьма примечательная постройка. Дом, расположенный по адресу: улица Тютчева, 93, не приметить нельзя: ведь весь он богато украшен деревянной резьбой. А в палисаднике к тому же стоит памятник не то монтажнику, не то представителю иной рабочей профессии. Правда, вид и у скульптуры, и у этого строения несколько запущенный.

— В доме жил мастер по фамилии Алексеев, — рассказывает заведующая архивным отделом районной администрации Антонина Калюга. — Не профессионал, просто любитель: увлекался резьбой по дереву, для души. Вот такую красоту сотворил. Давно это уже было, сам мастер умер, а сын его не пошел по стопам отца. Он и сейчас живет в доме, какую-то скульптуру, никому уже не нужную, из парка привез, да только поддерживать в порядке деревянную резьбу, сделанную еще отцом, не может. По идее, тут можно было бы что-то вроде музея устроить, тогда силами района и отреставрировали бы эту красоту.

Появится ли у Курагинского района возможность вернуть этому уникальному зданию прежний вид? Почему-то хочется верить, что да. Все-таки к истории местные власти относятся довольно трепетно — так, например, даже в годы перестройки здесь ни одна улица не поменяла свое название. Советская, Комсомольская, Партизанская, или вот Тютчева — не великого поэта, а декабриста, который похоронен тут же, в местном парке. Вернее, перезахоронен, еще во времена СССР. Старожилы говорят, что, когда вынули останки, дабы перенести на новое место, пуговицы на остатках мундира сияли как новенькие. Видимо, земля здесь такая — особая.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА