Проспект культуры

В Красноярске открылась выставка «Вахтанговский век»

В Красноярском художественном музее имени Сурикова представлено «сердце» лучших постановок театра Вахтангова: костюмы, реквизит, черновики актёров.

В Красноярске открылась выставка «Вахтанговский век»

Чтобы познакомиться с легендарными постановками, можно сходить в театр, посмотреть их телеверсию или… посетить выставку. В Красноярском художественном музее имени Сурикова представлено “сердце” лучших постановок театра Вахтангова: костюмы, реквизит, черновики актёров. Например, здесь можно увидеть костюм Василия Ланового из “Принцессы Турандот”, личный реквизит Владимира Этуша из спектакля “Дядюшкин сон” или наряд Ирины Купченко, в котором она блистала в спектакле “Сирано де Бержерак”.

Изюминки экспозиции — обшитая натуральным мехом шикарная шуба Степана Разина (эту роль исполнял Михаил Ульянов) и бабочка Юрия Завадского, первого исполнителя роли Калафа в спектакле “Принцесса Турандот”. История этой легендарной постановки, отражённая в предметах, — отправная точка экспозиции. Впервые “Принцесса Турандот” была показана в 1922 году, её создатель — основатель театра Евгений Вахтангов. В 1963 году спектакль восстановил Рубен Симонов. Постановка стала визитной карточкой театра и школой актёрского мастерства для последующих поколений вахтанговских артистов. В этом спектакле играли кумиры миллионов — Юлия Борисова, Василий Лановой, Владимир Этуш, Михаил Ульянов, Людмила Максакова.

Отдельный стенд посвящён Михаилу Ульянову и спектаклю “Степан Разин”, в котором он был и режиссёром, и исполнителем главной роли.

Нельзя не отметить экспозицию постановки Владимира Иванова “Дядюшкин сон”, где представлен костюм Князя К. Эту роль исполнял Владимир Этуш. Впервые на выставке представлена мебель из спектакля: кресло, столик и пуфик. Получилась маленькая сценическая выгородка.

Самому молодому спектаклю, участвующему в выставке — “Ревизору”, — в этом году исполнилось 20 лет. Это постановка, с которой началось погружение театра Вахтангова в прекрасный и метафоричный мир Римаса Туминаса. И благодаря которой Михаил Александрович Ульянов увидел в Римасе Владимировиче своего преемника. Этот спектакль представляют костюмы Людмилы Максаковой и Сергея Маковецкого.

На торжественном открытии выставки о некоторых экспонатах рассказали сами знаменитые актёры.

— Здесь можно увидеть костюмы наших замечательных артистов. Для меня это не исторические предметы, а живые, — отмечает Евгений Князев, народный артист России. — Я видел Юлию Борисову и Василия Ланового в спектакле “Принцесса Турандот”, здесь представлены их наряды. А в костюме Германна я сам выходил на сцену двадцать лет в спектакле “Пиковая дама”.

Народная артистка России Ирина Купченко рассказала о своём наряде из постановки “Сирано де Бержерак”. Она играла в белом платье, к которому прилагались также белые сапоги.

— Когда мне предложили роль Роксаны, мне было уже лет сорок. Мне казалось, что я уже как-то не гожусь на неё. Но потом я увидела в спектакле, как одну роль играют старая и молодая актриса, мне понравилась эта идея. Но в “Сирано де Бержераке” на сцене пришлось отдуваться одной, — смеётся Ирина Петровна.

Народная артистка России Юлия Рутберг решилась на ещё более сложную задачу — в спектакле “Пиковая дама” ей предстояло сыграть время. На выставке Юлия Ильинична показала свой костюм — чёрный фрак с белым жилетом, который очень точно передал загадочность образа. “Я была альтер-эго Германна, его совестью, душой, временем. Вся эфемерная такая, — вспоминает артистка. — Но как это играть?”

Посетить выставку “Вахтанговский век” можно до 31 июля. Выставка приурочена к столетию государственного академического театра имени Е. Вахтангова и проходит в рамках фестиваля “Театральный синдром” фонда М. Прохорова.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА