Живой уголок
Красноярскому центру иппотерапии исполнилось 20 лет
Сегодня иппотерапия — одно из направлений реабилитации при различных заболеваниях.
Об иппотерапии психолог Татьяна Черняева впервые узнала ещё тридцать лет назад. Тогда она прочитала статью об опыте польских инструкторов, где говорилось о пользе верховой езды. В то же время появился и первый конноспортивный клуб в Москве, где развивалось это новое для России направление. Чуть позже опыт стал распространяться в регионах. Сегодня иппотерапия — одно из направлений реабилитации при различных заболеваниях. В Красноярске дети с особенностями развития могут получать эту услугу бесплатно. В нашем городе одно из мест, где ребятишки осваивают лечебную верховую езду, — Красноярский центр иппотерапии. В августе ему исполняется двадцать лет. Руководитель центра Татьяна Черняева рассказала о том, кому помогает общение с лошадьми.
Универсальный метод
Татьяна Борисовна сама с юности увлекается конным спортом. После того как она узнала об иппотерапии, решила создать что-то подобное и у нас. Так в 2002-м в городе появился свой центр иппотерапии. Он работал на разных площадках, сейчас располагается на 21-м километре Енисейского тракта. Здесь в комфортных условиях содержатся четырнадцать лошадей. На территории центра есть просторный манеж, где можно заниматься в любую погоду, а также тёплые благоустроенные помещения для посетителей.
Иппотерапию можно назвать универсальным методом реабилитации. В зависимости от программы она позволяет решать самые разные задачи. Противопоказания есть, но в основном терапия подходит многим. ДЦП, расстройства аутистического спектра, синдром Дауна — при этих диагнозах в реабилитационную программу часто включают иппотерапию. Она помогает не только стать крепче физически, но и развить эмоциональную сферу. Так, дети с аутизмом после занятий верховой ездой лучше идут на контакт, проявляют интерес к происходящему вокруг.
Есть ребятишки, которым иппотерапия, наоборот, помогают расслабиться. После курса реабилитации они охотнее соглашаются на массаж, на различные медицинские процедуры. Есть малыши, которых успокаивает размеренный шаг лошади, и они засыпают прямо во время занятия. Для детей с особенностями развития занятия гораздо эффективнее в комплексе с другими методами реабилитации. Татьяна Черняева не раз наблюдала случаи, когда родители, не впадая в отчаяние, использовали всё возможное и достигали хороших результатов.
— У нас занимался мальчик из Дивногорска, у ребёнка был ДЦП, и он совсем не ходил, — вспоминает Татьяна Борисовна. — Но у него активная и позитивная мама, которая прилагала все усилия к реабилитации сына. И вот однажды у нас было праздничное мероприятие, на котором женщина объявила, что именно в этот день мальчику удалось сделать свой первый шаг. Мы тогда все рыдали от радости. Знаю, что потом ребёнок уже смог ходить с тросточкой.
Ещё один похожий случай произошёл с подростком, у которого также был ДЦП. Мальчик ходил, но плохо, часто падал. После занятий верховой ездой он стал лучше держать равновесие, а ещё начал проявлять инициативу — захотел участвовать в мероприятиях, от чего раньше отказывался.
— Мы увидели, как парень поверил в себя, стал больше общаться, — рассказывает Татьяна Борисовна. — После школы он поступил в университет.
Только спокойствие
Лошадей для иппотерапии подбирают специально, долго готовят к работе. Такое животное должно обладать спокойным темпераментом, поскольку у ребятишек бывают разные реакции. Кто-то может резко и громко закричать, у кого-то судороги — лошадь-терапевт остаётся в любой ситуации невозмутимой.
Некоторые дети не сразу привыкают к верховой езде. Есть те, которых нужно долго уговаривать, постепенно приучая к общению с животным. Малыш может категорически отказываться сесть на лошадь, но при этом с интересом сидеть рядом и гладить её. И это тоже при некоторых особенностях и состояниях даёт хороший терапевтический эффект. Большинство же детей любят своих лошадок, скучают по ним и радостно обнимают при встрече.
Все занятия иппотерапией индивидуальны. В каждой ситуации свой набор элементов. Процесс идёт в сопровождении коновода, который следит за животным и инструктором, работающим с ребёнком. В среднем в день одна лошадь работает с пятью-шестью детьми. Также ей обязательно даётся спортивная нагрузка, чтобы животное оставалось энергичным.
И даже масло для копыт
“Ничего сложного”, — искренне говорит об уходе за питомцами Татьяна Черняева. А потом начинает перечислять, сколько и чего нужно лошадям. Во-первых, животные должны постоянно находиться в чистоте, от этого зависит их самочувствие. То есть никаких грязных опилок — всё конюхи вычищают ежедневно. Во-вторых, для ухода за лошадьми требуются специальные средства, и всё без химии и натуральное. В арсенале специалистов есть и специальные кондиционеры для гривы, и масла для копыт. Дети часто прижимаются к лошадям лицом, поэтому чистота самого животного — важное условие.
Питомцы попадают в центр разными путями. Кого-то приобрели, кто-то поступил в качестве подарка. Есть и совсем необычные судьбы. Например, лошадь по кличке Мистика когда-то была куплена для того, чтобы порадовать ребёнка. Среди состоятельных семей наблюдалась такая модная тенденция: покупать детям в качестве домашних питомцев жеребят. Но лошадка росла, места требовалось всё больше, да и тискать её ребёнок уже не мог. В итоге семья стала искать новых хозяев, обратились в центр.
— Лошадь росла в любви и заботе, привыкшая к детям, — рассказывает Татьяна Черняева. — Мы посмотрели и решили, что она подходит для работы с ребятишками. Так у нас и появилась Мистика.
Трудоспособный период для питомцев центра составляет примерно десять лет. После коллектив организует ему пенсионный отдых. Например, конь Вектор, когда состарился, отправился на новое место жительства в конный клуб в Шушенском. Провожали его с почётом и тёплыми словами благодарности. Заслуги у него были немалые. Помимо безупречной работы с ребятишками, он вместе со своим спортсменом входил в двадцатку лучших в России. Однако возраст начал сказываться, и нужно было думать о дальнейшей судьбе любимца. Решили отправить его на юг края. Но на пенсии и в комфортном климате Вектор приободрился и периодически включается в посильную работу — с удовольствием общается с детьми, участвует в фотосессиях.
Для повышения эффекта от занятий в Красноярском центре иппотерапии используют специальное оборудование. На всадника крепят датчики, которые регистрируют, как работают разные мышцы. Это позволяет сразу же корректировать индивидуальную программу реабилитации: информация с датчиков поступает на ноутбук инструктора.
Рекомендовать иппотерапию в качестве метода реабилитации может только врач. Также инструктор должен знать о всех сопутствующих заболеваниях.