Наука и образование
Полина Ничкова: «Худший вариант: взрослый становится сторонним наблюдателем»
Психолог о причинах школьного буллинга и вариантах защиты от него.
Школьный буллинг — что это такое и почему ребёнок может стать жертвой травли? Об этом мы поговорили с психологом Полиной Ничковой. Почему в классах появляются жертвы и агрессоры? Кто может остановить буллинг, как должны вести себя взрослые в подобной ситуации?
На следующей неделе в нашем городе состоится традиционный фестиваль “СемьяФест 2022”, его организует творческое объединение “Твори-Гора”. Это мероприятие для детей и родителей. На площадках состоятся мастер-классы, тренинги, игры и лекции, позволяющие подросткам, их мамам и папам разобраться в себе, семьям — в своих отношениях. Полина Ничкова проведёт на фестивале мастер-класс на тему “Как работает буллинг и что с этим делать?”.
Особый цвет глаз
— Полина, объясните, пожалуйста, что такое буллинг?
— Это стереотип или привычка поведения группы людей, при которой постоянно проявляется агрессия по отношению к одному конкретному человеку. В данном случае ребёнку, поскольку мы говорим на тему школьного буллинга.
Спектр этого агрессивного поведения может быть широким. От банальных неудобств — например, скрытого буллинга, когда ребёнка игнорируют. Никогда не приглашают на встречи, не дают участвовать в каких-то школьных событиях. Допустим, собирается группа КВН, его не берут в коллектив. И даже если ребёнок сам просится, никто не обращает на это внимание. Крайний вариант — насильственное поведение: тычки, толчки, драки… Всё это разные проявления травли, когда один ребёнок чувствует себя изолированным от группы, не принятым ею.
Причина буллинга, её основа — то, что отличает школьника от остальных, его инакость. Это может быть что угодно — от редкого цвета глаз до академических успехов ребёнка.
— Насколько актуальна тема буллинга сегодня?
— Как и тема насилия, она не теряет своей актуальности. В любом закрытом сообществе, будь то детские дома, кадетские корпуса, места лишения свободы, есть жёсткая иерархическая линейка, необходимость соподчинения, нормы и правила, которые регламентируют жизнь данного сообщества. Что противоречит человеческой природе — вольности, творческому началу, желанию проявлять себя, быть активным субъектом своей жизни. Противоречие вызывает внутреннее напряжение, которое может разряжаться через агрессию. В частности, через буллинг. Когда кто-то сильный и властный находит кого-то, кто по его представлениям более слабый и отличающийся от остальных, и проявляет агрессию по отношению к нему.
— Если мы говорим о детях, то чаще случаи буллинга происходят в подростковых коллективах?
— На самом деле, буллинг может появиться в любом возрасте. Наверняка и когда вы ходили в школу, в младших классах был ребёнок, который отличался от других. Сидел поодаль, его особо не звали в игру, могли дразнить. Кстати, дразнилки начинаются с детского сада. Так что проявления буллинга могут случиться и в довольно раннем возрасте: как только сформировался коллектив. Но у подростков травля — наиболее острая история, потому что это непростой возраст.
— Имеет ли значение, в каком социальном положении находятся жертва и агрессоры?
— Нет. Если говорить о жертве, у ребёнка может быть как очень высокое социальное положение, так и самое низкое. И то, и другое может стать основой для буллинга, когда ребёнок именно этим отличается от коллектива.
Также нельзя говорить о том, что в классах, где учатся дети из обеспеченных семей, не бывает травли. Есть другая закономерность: чем больше невзгод претерпевает семья, тем менее благополучно с психологической точки зрения чувствует себя ребёнок. Мама и папа конфликтуют, с деньгами трудно, район проживания сложный — всё это будет влиять на отношения в семье, самочувствие и самоощущение родителей и детей.
Но мы можем предположить аналогичную историю и в очень обеспеченной семье. Где родители хорошо зарабатывают, ребёнок растёт в достатке, но он лишён банального человеческого общения. Современная история: мама и папа уходят на работу, когда дети ещё спят, возвращаются, когда уже спят. Раз в неделю вспоминают, что они родители, перенасыщают ребят вниманием, а потом снова исчезают из их жизни. Это оказывает сильное влияние на то, как потом ребёнок будет презентовать себя в обществе, какие эмоции принесёт в класс.
Сам виноват?
— Иногда говорят: он сам себя так ведёт, что провоцирует агрессию коллектива, сам виноват, что его травят. Как к этому можно относиться?
— Это сложный для специалистов вопрос. Моя коллега, кризисный психолог, сказала бы: жертва никогда не может быть виновата в том, что на неё нападают. Всегда виноват агрессор. Она приводит такой пример: что бы вы сейчас ни сделали, я на вас не нападу. Можете кричать, обзываться, танцевать странные танцы… А кто-то нападёт. Кто тогда виноват в агрессии: жертва, которая инако ведёт себя? Похоже, что агрессор. Именно он не выдерживает и силой решает сложную ситуацию.
Но, с другой стороны, есть представление о том, что иногда для ребёнка вызов агрессии у других по отношению к себе — единственный безопасный вариант поведения. Возможно, такая модель действует у него в семье, он привык к ней. Например, родители обращают на него внимание только в тот момент, когда ребёнок делает что-то плохое. Грубо говоря: получил двойку, мама дала подзатыльник и сказала, что он ужасный. А в остальное время она к нему вообще не подходит, не обращается.
Маленькие ребятишки, особенно дошкольники, нуждаются в человеческом контакте. Считается, что в этом возрасте не столь важно отрицательный он или положительный, главное — чтобы был. Но его “окрас” может повлиять, когда ребёнок подрастёт. И окажется, что он невольно может вступать в социальные контакты только через негативное поведение. Потому что не знает, как действовать по-другому, других примеров у него не было. Он ведёт себя вот так инако, экстравагантно не потому, что пытается привлечь внимание, а потому, что не умеет по-другому выстраивать контакты с людьми. Для него это норма, а ситуация агрессии — по сути безопасная. Потому что он знает, что будет дальше и как себя вести. Бьют, надо сгруппироваться, покричать, помолчать — у него есть варианты. Но ему непонятно, что делать, если к тебе хорошо относятся. Иногда, как бы парадоксально это ни звучало, больше тревоги у ребёнка вызывает дружелюбие, чем ситуация прямой агрессии. Понятно, что всё это — индивидуальные, точечные истории.
— Может ли жертва сама погасить травлю?
— Единолично — вряд ли. Надо работать со всей системой. Есть жертва и те, кто вступается за неё. Есть агрессор и те, кто условно согласен с ним, поддерживает травлю. И есть сторонние наблюдатели. Они не вступаются ни за одну из сторон, просто наблюдают ситуацию.
Худший вариант, когда таким наблюдателем становится взрослый — родитель или педагог. Он в курсе ситуации, но ничего не делает. А догадаться несложно: ребёнок всё время один, в синяках, у него постоянно портятся или пропадают вещи, он не хочет ходить в школу… И так далее. Если взрослые отстраняются, по сути, они транслируют детям: “Буллинг — это нормально. Мир так устроен, мы включаться в конфликт не будем”. Для агрессора это сигнал — так и надо, только так можно взаимодействовать с миром. Для жертвы — за меня никто не заступится, я один в этой истории. Для других детей, которые также являются сторонними наблюдателями, — если с нами такое случится, никто не поможет, и это будет кошмаром. Такое поведение взрослых негативно влияет на всех участников истории.
И родителям, и учителям нужно как минимум замечать, что происходит с детьми. Мама и папа должны поддерживать ребёнка, говорить: это ненормально, если тебя травят, нужно давать отпор, удерживать свои границы. Педагоги обязаны доносить до учеников: нормальное поведение — быть с зелёными волосами, но никого не бить. Не норма — быть с обычными волосами и бить. Важно, чтобы все участники системы — наблюдатели, агрессоры и жертва, те, кто прикрепляется к ним, — были в курсе того, что происходит. Видели, как на это реагируют взрослые, а их позиция должна быть такой: травля — это плохо, её надо прекратить.
— Смена коллектива — класса, школы — единственный вариант для жертвы? Или могут быть ситуации, когда детей удаётся помирить, успокоить агрессоров?
— По-разному, истории индивидуальны. Нельзя сказать: есть макет и так происходит всегда. Иногда лучше найти для ребёнка другую среду, если ситуация очень запущенная, сложно что-то поменять и взрослые не готовы включаться.
Подростковый возраст очень чувствителен к формированию самооценки. Именно в этот период многое влияет на данный процесс, на то, как человек будет воспринимать себя далее. Можно попробовать найти какую-то среду, занятие, в котором ребёнок почувствует себя умеющим что-то делать, получит уверенность в собственных силах. Это может повлиять на его социальный статус в группе, на то, как он будет давать отпор и защищать себя. Когда он уверен: “Я — в порядке, а вы делаете что-то непонятное”, это отражается на его поведении. Ребёнок может оставить агрессора: со мной так нельзя поступать.
Безусловно, нужно проводить работу с самим агрессором. Понять, почему он решил показать себя таким образом. Только так он может получить популярность и одобрение сверстников?
— Получается, что нужно помочь агрессору: разобраться в его психологических проблемах?
— Конечно.
— Уверенный в себе, самодостаточный человек может стать агрессором?
— Вряд ли. Скорее всего, у агрессора что-то не так в отношениях с самыми близкими людьми. У него нет понимания, как совладать со своими эмоциями.
Когда внутри семьи конфликты принято решать переговорами, ребёнок видит, что мама и папа не орут друг на друга, не кидаются тарелками, а пусть и напряжённо, но разговаривают друг с другом. Он впитывает это как норму. И вряд ли полезет решать конфликт кулаками. Также не будет проявлять агрессию, если уверен: его собственные непростые переживания будут приняты близкими людьми, от него не отвернутся, не будут считать слабым и неправильным.
Попросить о помощи
— На каком этапе к решению детских конфликтов должны подключаться родители? Иногда школьники говорят: не надо, сам разберусь, с вами ещё хуже будет, меня ябедой назовут…
— Прежде всего, нужно всегда обращать внимание на своего ребёнка. Если он может поговорить с родителями, рассказать о том, что происходит в его жизни, это уже многое. Тогда ребёнок уверен, что хотя бы мама и папа — за него. И возможно, одной поддержки родителей достаточно, чтобы школьник сам решил конфликтную ситуацию.
Да, бывают ситуации, что маме и папе стоит подключиться и вступиться за ребёнка. Но делать это нужно вместе с ним, а не в противовес. Чтобы опять же школьник чувствовал себя субъектом, а не объектом.
В некоторых школах есть службы медиации, они созданы как раз для того, чтобы конфликты между ребятами решались адекватно. Работают психологи, которые понимают, как устроен детский коллектив в конкретном учреждении. Они также могут посодействовать благополучному разрешению ситуации. Иногда важно поддержать ребёнка и подтолкнуть к тому, чтобы он попросил эту помощь.
— Существуют ли правила поведения: как не стать жертвой буллинга?
— Если причиной для травли может быть, что угодно, то как можно подстраховаться? Никак.
Важно, чтобы ребёнок, подросток, юноша и девушка чувствовали, что с ними всё в порядке. Чтобы у них была адекватная самооценка. “Даже, если я на десять килограммов худее или толще всех в классе, это не говорит о том, какой я человек”.
Как защищать себя? Понимать механизмы, как работает буллинг. Быть уверенным в себе. Не бояться обращаться за помощью. Взрослые должны создать принимающую среду. Чтобы ребёнок знал: мне не прилетит ещё сильнее за то, что я пришёл к родителям со своей проблемой. К сожалению, часто жертвам достаётся и от взрослых. “Ты что сам за себя не постоишь? Сам не разберёшься?” — говорят мама или папа. Или просто закрывают глаза на сложности ребёнка, как будто это что-то незначительное. Но это не так.
— Если ребёнок все школьные годы терпел унижения, это отразится на его будущем?
— Почти наверняка, если у него так и не появится место, где его принимают, любят, где он чувствует себя, условно говоря, хорошим. Возможно он будет испытывать эмоциональные расстройства: депрессию, навязчивости… Может сам стать агрессором, когда ощутит силу. В голове установка: мир так устроен. Сначала ты маленький и слабый, тебя обижают. Потом становишься большим и сильным, у тебя один вариант — обижать кого-то. Может появиться психосоматика. Приведу пример. Нередко маленькие дети, испытывающие какие-либо психологические проблемы, страдают энурезом. Системно орган работает неправильно. Это может перерасти в то, что потом он будет болеть всю жизнь.
— Расскажите о вашем мастер-классе на фестивале “СемьяФест”.
— Я организую локацию для детей в возрасте от 12 до 16 лет. Хочется создать безопасную среду, где подростки смогут поговорить, не боясь, что взрослые как-то не так отреагируют, что обсуждение выйдет за пределы комнаты. Будет закрытое сообщество. Ребята смогут рассказать свои истории. Возможно, они были свидетелями травли, но не знали, как правильно вести себя. Поговорим о том, что такое буллинг, как он может проявляться, какие последствия несёт для всех участников. Поработаем над кейсами — разберём, что чаще случается и как с этим быть. Чтобы попасть на мастер-класс, нужно зарегистрироваться на сайте творческого объединения “Твори-Гора”. Количество мест ограниченно, поэтому лучше поторопиться.