Новости

Тарифу красный свет

Тарифу красный свет

Тарифу красный светВступать в новый год тревожно. В новостях каждый день ошарашенным россиянам сообщают, что тарифы на газ, электроэнергию, коммунальные услуги будут повышены. Даже Почта России решила поднять расценки на свои услуги на 20 процентов. А постоянно меняющиеся цены на продукты уже никого не возмущают. Только статистика мрачно повествует о том, что россияне стали меньше покупать еды, вещей и отказались от отпускных поездок. Но если на некоторых статьях расходов, в том числе продуктах и электроэнергии, можно сэкономить, то на транспорте никак не получится. Поэтому любое повышение тарифа на проезд в общественном транспорте воспринимается в штыки.

В начале декабря министр транспорта и связи края Александр Ядов заявил обнадеживающее: “В ближайшее время вопрос тарифной политики перевозчиков будет рассмотрен в министерстве. Когда мы устанавливали предельный тариф на уровне 11 рублей, мы исходили из стоимости литра бензина в 27,3 рубля. Сейчас он стоит 18,5 рубля и продолжит дешеветь. Так что оснований для роста цен точно нет. Есть желание заработать, бизнес всегда хочет получать денег больше. Я на них за это не обижаюсь”. К такой точке зрения присоединился и министр промышленности и энергетики Денис Пашков. Он рассказал, что в декабре стоимость бензина изменялась дважды — 6-го и 14 декабря. А всего за последние два месяца цена на автомобильное топливо в Красноярске понизилась примерно на 20 процентов. Министр также выразил уверенность, что это не последнее понижение, — в ближайшее время ожидается еще 1,5—2 рубля “отступных”. А в середине 2009 года, по мнению Пашкова, стоимость литра бензина может упасть вообще на 8—9 рублей. Значит, и проезд должен подешеветь на 10 процентов. Способствуют этому и УФАС, которое проверяет основных поставщиков топлива на предмет злоупотребления доминирующим положением.

Однако перевозчики считают, что не все так радужно и однозначно, и повышение тарифа необходимо.

— Заявления о возможных снижениях тарифа на проезд в маршрутках не имеют под собой никаких оснований, — заявил председатель правления Красноярской краевой ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев. — Сегодня не учитываются все изменения пассажиропотока, расходы конкретного предприятия на заработную плату. Пример: при тарифе 11 рублей фонд заработной платы предполагает, что водитель будет получать лишь семь тысяч рублей.

— Тарифы, которые предлагают перевозчики, экономически обоснованы, — согласился начальник департамента транспорта Олег Якубович, входящий в комиссию по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом. — Цена на топливо падает, но на автобусах работают люди — шоферы, медики, механики. Почему у работников других городских предприятий заработная плата должна расти, а у них нет? Увеличение же фонда оплаты труда возможно только через повышение тарифа. Кроме того, подешевевшее топливо составляет лишь 40 процентов от тарифа, а остальные расходы транспортников только растут.

Михаил Омышев продемонстрировал расчеты и таблицы, которые являются основанием для формирования тарифа. Методика, разработанная в СФУ, включает в себя все необходимые расходы в пересчете на километр пути. Так, 17,2 рубля уходит на зарплату водителя, 12 рублей — на топливо, 0,8 рубля — на смазочные материалы, 5,8 рубля — на ремонтный фонд и далее, всего 16 пунктов. В окончательном расчете получается, что один километр пути стоит 31—46 рублей в зависимости от марки автобуса. Далее берется среднее расстояние перевозки одного пассажира, общая вместимость автобуса, коэффициенты и по формуле рассчитывается, сколько должен заплатить пассажир, чтобы предприниматель не остался внакладе. Получается от 13 рублей на “ЛИАЗе” до 14,6 рубля на пазике — такие цены перевозчики считают справедливыми.

— Все ссылки прессы и обывателей, что бензин подешевел, к нам не имеют никакого отношения, на 92-м бензине никто не работает, — продолжает Омышев. — Да, в последнее время и стоимость дизельного топлива снизилась на 2 рубля 30 копеек. Но с марта по сентябрь она выросла сначала на 3 рубля, потом еще на 6. В тариф 11 рублей была заложена оптовая цена солярки — 14,5 рубля. Прозвучавшие от министра 27,3 рубля — ошибочны, таких цифр даже на заправках не было никогда. Сейчас у нас оптовая цена — 18,5 рубля. Если она упадет хотя бы до 15 рублей, то есть еще на 3,5 рубля, тогда можно не повышать тариф. Но пока этого не произошло.

Естественный вопрос: неужели перевозчики работали все это время в убыток? Омышев рассказал, что на самом деле происходило последние полгода на транспортном рынке Красноярска. Крупные перевозчики с началом оптимизации транспортной схемы закупили автобусы большей вместимости. А потом наблюдали последствия неправильных расчетов и пытались как-то выкрутиться для снижения расходов. Средний интервал между маршрутками с пяти-шести минут в июле увеличился до 20 минут уже в октябре-ноябре. Из 1 360 транспортных единиц бизнесмены выпускают на работу около 800, еще около 200 — муниципалы. А раньше по городским маршрутам ходило более 1 500 транспортных единиц. То, что получилось из такого режима экономии, горожане испытывают на себе сейчас в полной мере, когда стоят по полчаса на остановках.

Отрицательно бизнесмены оценивают и ситуацию с устранением пазиков. По их мнению, это были идеальные автобусы для пригородных и межпиковых перевозок. Гонять “МАЗы” и “ЛИАЗы” в те часы, когда за оборотный круг проезжает шесть — десять пассажиров, нерационально. На средней длине маршрута в 18—20 км в автобусе должны проехать 20—30 пассажиров, чтобы окупились топливо и заработная плата экипажа. Стремление снизить убытки привело к тому, что после часа пик на миллионный город остается 330—370 автобусов. Интервал увеличивается до 40 минут. И начинаются звонки во все инстанции от тех, кто не может вечером и в межпиковые часы выехать из Солнечного, Ветлужанки и так далее. По словам бизнесменов, это не злой умысел перевозчиков, а рациональный подход к организации бизнеса. Только так получается работать хотя бы не в убыток.

— Пазики на основных городских маршрутах не нужны, кроме маршрутов с малым пассажиропотоком, — прокомментировал Олег Якубович. — Тут мы должны руководствоваться не экономической выгодой, а нашим стремлением повысить качество перевозок. Люди имеют право за свои деньги добираться из одной точки города в другую в больших комфортабельных, экологически безопасных автобусах. Коммерсантам, безусловно, выгодно набивать маленькие автобусы под завязку и получать больше прибыли. Но мы сегодня встречаем понимание у крупных перевозчиков: например, директор “Автобазы “Турист” Виктор Сидоров заявил о том, что в начале января закупит около 20 крупных автобусов.

Если и дальше тариф не изменится, то митинговать транспортники не будут — просто перейдут на 8-часовой рабочий день. И через положенное время после начала смены в 6 утра водитель будет уходить с работы. Второго водителя возможности не будет содержать, как и платить за две рабочие смены. Бизнесмены пойдут на такие меры, чтобы не попасть под внимание прокуратуры из-за задержек заплаты.

А вот Ирина Долгушина, директор пассажирского автотранспортного частного предприятия ГИД ИП “Долгушина”, не совсем согласна, что в нынешней сложной для всех финансовой ситуации необходимо повышение тарифа.

— Если не будет скачка цен на дизтопливо, то первую половину года мы сможем возить по прежней цене. Но средств на приобретение нового подвижного состава и ремонт старого у нас не будет. Если бы нам, как и муниципальному транспорту, дотировали разницу между нынешним тарифом и экономически обоснованным хотя бы за льготников, мы могли бы не повышать стоимость проезда для всех остальных пассажиров долгое время. В нынешних условиях позволяет выживать наличие своей базы и грамотное управление. Но 30 процентов перевозчиков за последний год с рынка ушли. Обидно, когда утверждают, что бизнесмены не хотят возить льготников. Наше предприятие, а это автобусы маршрутов © 80 и © 5, целых четыре месяца ждало получения меморов. И, между прочим, мы радуемся каждому пассажиру с пластиковой картой, потому что когда в течение года цены на дизтопливо прыгали резко вверх, только увеличившийся за счет льготников пассажиропоток дал нам возможность продержаться на плаву.

По сообщению пресс-службы правительства края, сейчас рабочая группа при министерстве транспорта ведет переговоры с перевозчиками и твердо намерена не одобрять повышение тарифа. Чем закончится диалог, станет ясно уже в следующем году. По России статистика противоречива: в Чите с 1 декабря цена на проезд снизилась на рубль, в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре с 1 января проезд подорожает на 2—3 рубля, в Иркутске тариф в 12 рублей менять пока не собираются. Но в той же Москве сокращенным безработным будут давать бесплатные проездные. В Красноярске меры компенсации трат на проезд для тех, у кого нет права на пластиковую карту льготника, но кто оказался в сложном положении из-за безработицы, пока не определены.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА