Проспект культуры

В Красноярске в премьерном спектакле сыграет настоящий пес

Премьерные показы спектакля «О мышах и людях» Красноярского драматического театра имени Пушкина состоятся 19, 20 и 22 ноября

В Красноярске в премьерном спектакле сыграет настоящий пес

Огромный мягкий кролик, деревянные двухэтажные кровати, уютные пледы в клетку… Всё это реквизит новой постановки красноярского драмтеатра. Сейчас коллектив готовится к премьере. К дебюту готовится и не совсем обычный артист — одну из ролей исполняет пёс Зевс. За время репетиций он уже стал любимцем многих сотрудников театра.

Премьера спектакля “О мышах и людях” состоится на следующей неделе. Его жанр определён как “путешествие к райской мечте в двух действиях”. Спектакль поставил приглашённый режиссёр Александр Огарев.

“О мышах и людях” — повесть американского писателя Джона Стейнбека, опубликованная в 1937 году. Произведение рассказывает трагическую историю, произошедшую во время Великой депрессии в Калифорнии. Представители театра поясняют:

— Историю Стейнбека мы решаем как притчу о конфликте варварства и цивилизации. Начинающееся как нелепое, иногда даже абсурдное и смешное, путешествие двух героев к райской мечте о собственной ферме заканчивается печально. Повесть лауреата Нобелевской премии Джона Стейнбека напоминает нам о первой заповеди, обращённой к людям: “Не убий!”.

Куда идём?

— Я работаю в Красноярске третий раз, до этого ставил “Метель” в ТЮЗе и “Преступление и наказание” здесь, в драматическом театре, — рассказывает Александр Огарев. — С огромной радостью возвращаюсь к вам в город, потому что здесь какие-то неистовые люди, преданные профессии. Сейчас мы работаем в диком режиме, но нет никаких недовольств, разговоров об усталости. “Складывать” спектакль начнём с понедельника, будем смотреть, что получается. Сроки для постановки были довольно сжатыми. Кроме того, оказалось, что в театре проходит множество параллельных мероприятий. И часто два ведущих актёра уходят на другие спектакли. Но мы усиленно работаем.

По мнению режиссёра, получилось точное попадание артистов в образы, созданные автором произведения.

— Стенбейк написал притчу о народе, его олицетворяет главный герой — Ленни. Путь этого народа, его перспективы — не только американская история, но и наша, — считает Александр Анатольевич. — Куда мы идём? Что будет дальше? По мнению Стенбейка, народ традиционно сентиментален, лиричен, и эти черты иногда вводят в заблуждение. Весь спектакль мы тоже стараемся поддержать данный миф. Ленни — милый, недалёкий, простой в своих намерениях. До поры до времени его поведение кажется вполне приемлемым, пока окружающие не начинают понимать, что рядом с Ленни — смерть. Он несёт гибель, то есть нецивилизованный, варварский народ опасен.

Мечта о маленьком ранчо

Роль Ленни исполняет артист Георгий Дмитриев. Он уже играл в спектакле, поставленном по произведению Стенбейка, — в “Квартале Тортилья-Флэт” ташкентского театра “Ильхом”.

— В текстах этого писателя показан особенный мир людей, которые как будто бы заплутали. Этот мир куда-то несётся, что-то требует, в нём всегда есть те, кто растерян от происходящего, — считает актёр. — Они не стремятся к достижению большой мечты, а просто хотят жить — тепло, хорошо. В “О мышах и людях” есть мечта о маленьком ранчо: домике, саде, морковке для кроликов… На самом деле человеку не так много и нужно. Но мир не всегда позволяет осуществить даже такие простые желания.

Георгий отмечает: это произведение — удивительно тонкая, трогательная история.

— Она рассказывает о людях, в которых много теплоты. Но одновременно с этим в каждом из нас скрывается кто-то иной. С кем мы либо подружимся, либо он будет идти вразрез, портить жизнь. Такой “другой” присутствует в каждом человеке, — считает артист. — На репетициях я с ужасом всё больше понимал, сколько у меня общего с Ленни. Одновременно общего и абсолютно противоположного… Александр Огарев открывает нам возможность взглянуть на наш мир совсем по-другому. Вдруг вспомнить о каких-то простых истинах, о чистых вещах, особенном трепете, теплоте. Работать с ним безумно интересно. Он ведёт тебя, для этого режиссёра театр и любой спектакль — путешествие. Думаю, что нашему зрителю надо попутешествовать вместе с Александром Огаревым и этой постановкой.

Его верный друг

— Спектакль напоминает, что нужно быть трепетным по отношению к тем, кто тебя окружает, — говорит артист Артём Рудой. — Мир жесток, при этом для каждого крайне важен наш маленький мир, куда входят родственники, друзья. В этом смысле мне симпатичен мой персонаж. У него даже нет имени, все зовут его Огрызок, потому что у него только одна рука. На ферме в человеческой иерархии он занимает, может быть, самое низкое место. И у него есть единственный верный друг — его пёс. Первый раз у меня на сцене такой партнёр — замечательный Зевс.

Актёр признается: с необычным партнёром ему приходится сложно.

— Неслучайно говорят: детей и зверей невозможно переиграть на сцене, настолько они трепетны и органичны. Зевс именно такой — непосредственный, очень живой, — рассказывает Артём. — В спектакле с его героем связана драматическая история. Мне не нужно настраивать себя на то, что Зевса надо жалеть. Я сочувствую ему искренне, всей душой, слёзы сами наворачиваются на глаза… Потихоньку мы с Зевсом находим общий язык. Но как только возникает пауза, он тут же начинает искать свою хозяйку, которая находится за кулисами.

Александра Семина — кинолог, Зевс — её личная собака.

— Я работаю в центре дрессировки, руководителю позвонили и поинтересовались: есть ли подходящие для участия в спектакле собаки? Он сразу вспомнил про Зевса, потому что пёс послушный, адаптированный ко всему, может и хочет работать, — рассказывает Александра. — Зевс — собака-канистерапевт, он работает с детьми-инвалидами. Привык быть на публике, участвовать в показательных выступлениях, детских праздниках.

Зевс — метис. “Его мама — русский спаниель, а папа — “мимо пробегал”, как мы шутим”, — говорит его хозяйка. Недавно собаке исполнилось семь лет.

— На первой репетиции Зевс не понял, что от него требуется, он привык к конкретным требованиям, командам, а на сцене всё происходит не так, — рассказывает Александра. — Но на следующих репетициях всё пошло гораздо лучше, хотя бывает и непросто. Я не должна взаимодействовать с Зевсом на сцене, только наблюдаю за ним из-за кулис. Когда он теряет меня из видимости, начинает паниковать. Ему приходится тяжело психологически, но мы справимся. Вижу, над чем надо работать, корректирую его поведение дома.

Артём Рудой отмечает: Зевс потихоньку привыкает к новой обстановке.

— Две сцены, в которых занят Зевс, в целом не предполагают бурной зрительской реакции, поэтому его не должны напугать крики и аплодисменты, — говорит он. — Скорее, у зрителей будет трепетать сердце от сочувствия к этому замечательному псу.

Акцент

Александр Огарев известен своими работами во многих российских и зарубежных театрах, в том числе на сцене РАМТ, в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина, Московском новом драматическом театре, Национальном театре Хорватии. Его “Преступление и наказание”, поставленное в красноярском драмтеатре, экспертный совет премии фестиваля “Золотая маска” внёс в список самых заметных спектаклей творческого сезона 2016–2017 года.

Премьерные показы спектакля “О мышах и людях” Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина состоятся 19, 20 и 22 ноября.

Фото: Павел Парамонов

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА