Новости

ДВЕ МИНУТЫ ВО РТУ - ВСЮ ЖИЗНЬ НА БЕДРАХ

ДВЕ МИНУТЫ ВО РТУ - ВСЮ ЖИЗНЬ НА БЕДРАХ

ДВЕ МИНУТЫ ВО РТУ - ВСЮ ЖИЗНЬ НА БЕДРАХЭто народное изречение как нельзя лучше отображает самую распространенную проблему, мешающую современному человечеству вести здоровый образ жизни. Неправильное питание и недостаточная двигательная активность превращают молодых еще людей в тучных существ с непомерным аппетитом и целым букетом сопряженных с избыточным весом болезней.

А между тем нарушенный режим потребления пищи — такая же вредная привычка, как и алкоголь с курением. Именно поэтому культуру еды необходимо прививать с детства, чтобы это было естественным началом для человека на протяжении всей его жизни. На тему верного отношения к обязательному завтраку и плотному ужину корреспондент “СТАДИОНА” побеседовал с доктором медицинских наук, заведующей кафедрой гигиены Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Людмилой КЛИМАЦКОЙ. В 2009 году кафедра гигиены получила заказ от Красспорта на полное анкетирование воспитанников красноярских спортивных школ по вопросам режима питания.

— Уточню сразу, что эта анкета не только по питанию, а по здоровому образу жизни. Она пришла к нам из Европы, и мы ее приняли, потому что у нас и так ведется много исследований, но чтобы сравнивать полученные данные с результатами из других стран, нужны общие подходы и методы оценки. Поэтому мы и взяли за основу эту анкету, которая, говоря по-русски, называется “Забота о здоровье детей”. Она в свое время была рекомендована нам всемирной организацией здравоохранения, и мы уже поучаствовали с ней в международном исследовании “Дети сегодня: стиль жизни и охрана здоровья”, проанализировав данные, полученные в результате социологического опроса тысячи красноярских младшеклассников. Теперь Красспорт захотел узнать об образе жизни воспитанников своих школ.

— Можно поподробнее: что это за анкета, на какие вопросы приходится отвечать участникам исследования?

— Она состоит из 109, на первый взгляд, разноплановых вопросов, из ответов на которые затем вырисовывается целостная картина о том, как поставлен здоровый образ жизни в семье конкретного ребенка. Участники, не указывая своего имени (анонимность позволяет им отвечать честно, не тая), пишут свой пол, где родились и дальше по порядку. Например, один из первых вопросов: как выглядят твои родители? Тут же дается несколько вариантов картинок с контурным изображением мужского и женского тела в, скажем так, различной физической форме — от тощего до толстого. Респондент выбирает наиболее похожий вариант. Это делается для определения, из какой он семьи. Может, у него проблемы с лишним весом заложены на генетическом уровне. Это очень важно, потому что здоровье в целом складывается и из генетики, и из экологии, и из медицинских подходов. Но все равно главное — здоровый образ жизни. Практически — половина составляющей суммарного понятия “здоровье”. По крайней мере, такие цифры дает нам всемирная организация охраны здоровья. А по внешнему виду родителей можно уже определить, как дела с подвижностью обстоят в семье.

— Вопросы на различные темы разбросаны в бланке в хаотичном порядке или идут какими-то целостными блоками?

— По темам. Так потом легче систематизировать ответы. Вот смотрите, дальше пошли следующие уточнения: что значат для тебя занятия физкультурой и спортом, совершаете ли вы семейные выезды на природу, сколько времени проводишь у телевизора или компьютера, как обычно у вас в семье проходят вечера? И т. д. То есть не просто, как ты живешь, но и как живут твои родители — чтобы оценить общесемейный образ жизни, провести социальную параллель. Ведь, может быть, у ребенка в рационе не хватает разнообразия по объективным причинам — у него малообеспеченные родители, а мы тут будем грести всех под одну гребенку. Такие моменты тоже стараемся учесть.

— Веселые картинки, иллюстрирующие вопросы, — чтобы младшеклассники не заскучали?

— Ну конечно. Мы перевели эту анкету, потому что возглавлял исследование немецкий специалист, а картинки оставили. Без иллюстраций она была бы скучна.

— Вы говорите, анкета переведена с немецкого, то есть перед глазами ее разработчиков стоял западный образ жизни. Все ли вопросы актуальны для Красноярска?

— Нет, не все. Так, годовые оценки по основным предметам обозначаются по десятибалльной шкале — как в Европе. Но мы перед началом исследования разъясняем все трудные нюансы — наши дети здесь пишут, используя пятибалльный подход. Или вот пример: как вы добираетесь до школы — пешком или на велосипеде? Для нас это не очень актуально — у нас погода не позволяет школьникам ездить на учебу на велосипеде…

— Скорее, украсть во время уроков могут…

— Да запросто! Поэтому мы не слепо копируем анкету, а учитываем подобные нюансы. Но все равно придерживаемся этого вопросника, потому что, как я уже говорила, нам для международных сравнений нужна одна методика. Дальше идет раздел под условным названием: как ты себя воспринимаешь. Это очень важный раздел, потому что всегда нужно знать, комфортно или нет ребенок себя чувствует в школе, как он адаптируется, находит ли контакт со сверстниками. Тут конкретные утверждения: у меня есть повод гордиться собой, другие дети выглядят лучше, чем я, и проч. Мы следим за заполнением, потому что все нужно делать правильно, и нередко видим, что ребенок пишет: “другие лучше, чем я”. Мы спрашиваем тогда: почему ты так считаешь, когда у тебя хорошие отметки в школе, ты красивый, бегаешь быстрее всех в классе? Ребенок задумывается: и правда, ничем не хуже! Нужно детей настраивать на позитив, нельзя допускать, чтобы у них была заниженная самооценка.

— Но некоторые дети себя очень высоко ценят…

Понимаю, о чем вы. В гипертрофированных формах это тоже не совсем хорошо. Таким с педагогической точки зрения неплохо иной раз, может, и по носу щелкнуть.

— А зачем в анкете о здоровом образе жизни узнавать, считает ли себя ребенок “крутым” или “уродом”?

— Не будем забывать, что это социологическое исследование. Чтобы было яснее, приведу еще пример: есть такой пункт — на уроках я часто стесняюсь отвечать. Существуют же дети-интроверты, которые знают тему, но молчат. Как следствие, некоторые учителя, не разбирая проблему, ставят им двойки за невыученные уроки. И подобные уточнения позволяют нам избежать недочетов при выведении, допустим, зависимости успеваемости от здорового образа жизни.

— Спрашиваете ли вы в анкете о здоровом питании, собственно, о питании?

— И, наконец, идут вопросы о питании — режим потребления пищи, продукты и т. д. Могу сказать, что исследования по Красноярскому краю показывают, что у нас у всех бедный тип питания. Не только у детей. Что характерно, дети воспринимают то, что мы едим в семье. Ведь все равно семья дает больше, чем рекомендации в школе или еще что-то. Мы посмотрели тот основной набор продуктов, который рекомендуется детям, и что они едят реально. Существует так называемый пищевой индекс. Так вот у нас в регионе он низкий: питание бедное в плане ассортимента — дети едят одно и то же. Надо, допустим, на завтрак творог — из года в год каждое утро они творог и едят.

— И что у вас в итоге получилось?

— Получилось, что многие дети у нас вообще не завтракают! В начальной школе! Ясно, что старшеклассники часто утром не едят, но вот в первых классах, чтобы такое было — неправильно. Зато многие плотно ужинают поздно вечером. И на это есть социальные причины — во многих семьях родители достаточно поздно возвращаются с работы, и настоящая жизнь закипает в доме только к десяти вечера. Это плохо — гастрит и прочие проблемы с пищеварением очень возможны. Также мы смотрим, как ребенок проводит свое свободное время и вообще есть ли оно у него. Потому что сейчас зачастую родители детей нагружают по полной — обычная школа, углубленное изучение иностранного языка, спортсекция, кружок по интересам и т. д. Если он весь день вне дома, то гораздо труднее устроить ему правильный режим дня и потребления пищи. Выяснилось, что “остатки” свободного времени наши дети проводят у телевизора или компьютера. В плане двигательной активности мы сильно отстаем от Запада. А вот в потреблении фруктов, как ни странно, идем в лидерах — наравне с Германией. Еще одно интересное, на мой взгляд, наблюдение: для Красноярского края проблема избыточного веса у детей не столь актуальна, как в других странах — у нас наоборот тощих много. А если толстые есть, то их больше среди мальчиков.

— Чем объясняется?

— Такой вот феномен. Наверное, это одна из редчайших положительных черт повсеместной пропаганды гламурного стиля. Девочки в детстве занимаются танцами, в модельных секциях, а там им все объясняют, они и сами по природе своей ответственней мальчиков — видят и понимают, что следить за фигурой надо начинать с детства.

— Зачем с практической точки зрения нужны подобные исследования?

Каждое серьезное исследование на конечном этапе подразумевает получение определенных выводов и возможность использования полученных данных в реальной жизни. В красноярских школах мы работали при непосредственном участии директоров. Получив данные с указанием проблемных моментов, они могут хотя бы у себя в учреждении постараться исправить ситуацию. Допустим, если не исключить совсем, то хотя бы сократить количество предлагаемого в школьных столовых и буфетах фаст-фуда — все эти пиццы, гамбургеры и проч. То же самое и с молодыми спортсменами, анкетировать которых мы будем в этом году. Диета тяжелоатлета существенно отличается от ежедневного рациона, допустим, гимнаста, а мы постараемся провести выборку по всем направлениям, чтобы руководство спортшкол, Красспорта уже решало для себя, что нужно исправить в режиме питания своих воспитанников, чтобы они потом на соревнованиях показывали лучшие результаты, а не ссылались на испорченное за столом здоровье.

 

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА